При
изучении управления как науки ключевой вопрос «Что такое менеджмент?» -
является вполне законным.
Слово
«менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском
языке, возникло во времена Вильяма Шекспира. Исследователи отмечают, что этот
термин имеет латинские, итальянские и французские корни.
Слово
«менеджмент» происходит от латинского manus
(имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также власть,
и «сфера полномочий».
Итальянское
слово manneggiare
возникло в Средние века в сфере управления собственностью и коммерческими
предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское manegerie.
Английское
слово manege
впервые появилось в 1561 году, слово - manager
- в 1588 году и слово management
- в 1589 году, причём все они первоначально имели отношение к особенностям
жизни в сельской местности.
Согласно
Краткому оксфордскому словарю английского языка слово management
впервые стало использоваться в своём современном значении в 1670 году и с тех
пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему
значению, подразумевающему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.
Практика
явления, которое мы сегодня называем «менеджмент», возникла очень давно, и
считалась божественным даром. Так Апостол Павел в «Первом послании к
коринфянам» писал о том, что Господь дал иным дары исцелений, управления,
знание разных языков. Таким образом, управление ставиться в один ряд с даром
исцеления и способностям к языкам. Практика управления возникла-то давно, но
вот наука управления, именно то, что мы называем «менеджмент», возникла
недавно.
Как
уже указывалось, практика управления организацией так же стара, как и сама
организация. Исторически управление организациями из века в век становилось всё
более чётким и сложным, а сами организации всё более сильными и устойчивыми.
Но, как говориться, даже в греческой грамматике есть исключения. Есть
исключения и здесь. Наиболее ярким примером в этом отношении являются
теологические организации, например Римская католическая церковь, управление
которой не менялось на протяжении тысячелетий.
Коснёмся
основных вех развития менеджмента от практики к науке.
Первый
вклад в его развитие, вероятно, сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад
(5000 г. до н.э.) начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был
совершён через тысячу лет (в 4000 г. до н.э.), когда египтяне признали
необходимость планирования, организации и контроля. Следующий шаг совершён ещё
через тысячу лет, когда, опять-таки египтяне, признали необходимость «честной
игры» и доверительных бесед - «облегчи свою душу». Ещё через тысячу лет (2000
г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование
рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле слова
принадлежит Александру Македонскому). Через 200 лет после этого вавилонский
царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных
документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также
признал недопустимым перекладывание ответственности.
В
600 г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать
производство и стимулировать труд через зарплату.
Навуходоносор
II, царь Вавилонии
(605-562 гг. до н.э.) в 587 г. (по др. данным 586 г.) разрушил восставший
Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увёл в плен большое число жителей
Иудеи. При нём сооружены так называемые Вавилонская башня и висячие сады.
В
500 г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же
время китайцы признали необходимой специализацию.
В
400 г. Сократ высказал мысль об универсальности менеджмента, а древнегреческий
писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в
7томах) определил менеджмент как особый вид искусства. В это же время по
указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации.
Изучением
научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350 г. до н.э.
Вкладом
Иисуса Христа в менеджмент явилось признание единоначалия (цезарю - цезарево) и
анализ человеческих отношений (одно из них золотое правило: не делай другому
то, чего ты не желаешь для себя).
Римскому
императору Диоклетиану (внедрившему в 3в. неограниченную императорскую власть в
Риме) принадлежит идея делегирования полномочий. Делегирование - передача задач
и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них.
В
900 г. Альфараби, которого уважительно называли Вторым (Первый Аристотель)
сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100 г.
сформулировал требования к менеджеру.
В
1340 г. генуэзец, математик Пачоли предложил двойную бухгалтерию. В 1395 г. ди
Марко предложил учитывать издержки производства. В 1410 г. братья Сорансо
предложили использовать журналы доходов и гроссбухи.
Следующий
шаг в развитие менеджмента сделали венецианцы в 1436 г. С этого времени для
контроля стали использовать чеки, присваиваться инвентаризационные номера,
контролироваться товарные запасы и себестоимость; тогда же начали использовать
метод конвейера.
Существенный
вклад в развитие управленческой мысли внёс итальянский государственный деятель
Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в частности, говорил: «Об уме правителя первым
делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные
и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел
распознать способности и удержать их преданность».
Макиавелли
отмечал также: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если
помощник больше заботиться о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет
себе выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю».
Научный
менеджмент появился в конце XIX
начале XX
века, когда американец Джозеф Вартон разработал его первый систематический курс
для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в
1911 году в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856-1915 гг.) книги
«Принципы научного управления» и организацией Х.Персоном первой научной
конференции по менеджменту. Системой Тейлора так называемой «научной системой
выжимания пота» восторгался Ленин. Так возникла школа научного управления.
Ф.
Тейлор предложил использовать систему материальных стимулов, главным из которых
была награда, которая «для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна
следовать очень быстро за выполнением самой работы». Таким образом, Ф.Тейлор
использовал старый принцип: кто даёт сразу, тот даёт дважды.
Для
поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил
прогрессивную оплату труда.
В
основе тейлоризма лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту;
установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единобразие
расценок. Благодаря этому повысилась производительность труда, подешевели
товары, рабочие получили более высокую заработную плату, у них появилась
заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями и
т.п.
Саму
награду Тейлор не сводил только к денежным выплатам, а рассматривал довольно
широко. К ней он относил различного рода социальные уступки со стороны
предпринимателей - организацию рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов
и т.п. Всё это считалось «средством для создания более умелых и
интеллектуальных рабочих»,средством которое вызывает у рабочих «доброе чувство
по отношению к хозяевам».
Тейлор
рассматривал работников не как людей, не как личности, а как наиболее
эффективное средство поставленных задач. Используя наблюдения, замеры, анализ,
он разбивал работы на простейшие конкретные задания, подбирал работникам в
соответствии с их способностями посильные задания, максимально эффективно
организовывал график и последовательность выполнения операций.
Одним
из видных последователей Тейлора был Г.Эмерсон (1853-1931 гг.), разработавший
комплексный, системный подход к организации управления. Широко известна его
книга «Двенадцать принципов производительности». Вот эти принципы:
- Точно
поставленные цели;
- Здравый
смысл;
- Компетентная
консультация;
- Дисциплина;
- Справедливое
отношение к персоналу;
- Оперативный,
надёжный, полный, точный, и постоянный учёт;
- Диспетчеризация;
- Нормы
и расписание;
- Нормализация
условий;
- Написанные
стандартные инструкции;
- Вознаграждение
за производительный труд.
Русские
внесли определённый вклад в копилку мировых управленческих идей. Первым и оригинальным
вкладом России в менеджмент был широко известный, не потерявший (для некоторых)
своего значения и сегодня «Домострой». Для своего времени это был классический
пример менеджмента.
К
теоретикам менеджмента вполне можно отнести и В.И.Ленина в своём произведении
«Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы
менеджмента: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение
частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация).
Говоря
о вкладе русских нужно вспомнить Александра Капитоновича Гастева, Керженцева и
И.Ансоффа. А.Гастев был поэт и учёный, организатор Центрального института труда
(1920г.). Он оставил публицистический труд «Как надо работать» (1921 г.) и
другие работы по рациональной организации культуре труда, выдвинул концепцию
«узкой базы», «узкого места», с «расшивки» которого менеджер должен начинать
любое совершенствование производства.
Второй
школой считается административная или классическая школа.(1920-1950гг.).
Создателем классической школы считается Г.Файоль, главная идея которого -
рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо,
считал автор, чёткое определение следующих функций управления:
- Техническая,
связанная с осуществлением технологического процесса;
- Коммерческая
(закупка сырья и материалов, продажа готовой продукции);
- Финансовая
(поиск денежных средств и эффективное их использование);
- Защитная
(защита собственности и личности);
- Бухгалтерская
(инвентаризация, ведение счетов, сбор статистических данных);
- Административная
(воздействие на работников).
Обобщая
свои наблюдения, Г.Файоль сформулировал основные принципы административного
управления.
. Власть
неотделима от ответственности.
. Разделение
труда при специализации (однако, у этого процесса есть предел, за которым
эффективность резко падает).
. Единоначалие
и централизация. Единство руководства по принципу «один руководитель и единый
план для совокупности операций, имеющих общую цель».
. Единство
распорядительных функций.
. Дисциплина,
обязательная для всех и предполагающая взаимное уважение руководителей и
подчинённых.
. Подчинение
индивидуальных интересов общим.
. Справедливость,
обеспечиваемая преданностью персонала и объективностью вознаграждения.
. Иерархия,
предполагающая минимизацию управленческих ступеней и полезность горизонтальных
связей.
. Порядок,
в основе которого принцип «каждому своё место и каждый на своём месте».
. Постоянство
персонала, ибо текучка - следствие плохого управления.
. Инициатива,
требующая от руководителя всемерного поощрения и подавление собственного
тщеславия.
. Корпоративный
дух, т.е. общность интересов работников и коллективизм в труде.
. Вознаграждение.
Уже
в 30-е годы XX
века крупное машинное производство довело интенсивность использования
физических возможностей человека до предела. Наступил черед активизации
интеллектуальных ресурсов личности. Поскольку умственной деятельностью
управлять сложнее, чем физической. Необходимо было искать новые подходы,
помогающие «разбудить» людей. Этот шаг сделала так называемая школа
человеческих отношений (1950 г. по настоящее время).У её истоков стоял Фоллет
(1880-1949 гг.). Последователи этой школы исходили из того, что
непосредственными мотивами деятельности людей лишь частично служат потребности,
удовлетворяемые с помощью денег. При благоприятном морально-психическом климате
люди очень отзывчивы на заботу со стороны руководства, удовлетворены своим
положением, и, если им создать соответствующие условия, они автоматически будут
трудиться более производительно.
Теория
человеческих отношений была дополнена поведенческой концепцией, наиболее видным
сторонником которой был Дуглас Макгрегор. Сторонники концепции ставили перед
собой цель помочь людям наиболее полно раскрыть свои потаенные способности и за
счёт этого повысить производительность труда. Раскрыть потаённые способности
человека, по мнению сторонников концепции, можно путём применения достижений
наук о человеческом поведении, прежде всего психологии.
После
широкого внедрения ЭВМ возникла количественная теория управления. Её
приверженцы на основе конкретных заданных значений переменных разрабатывали
модели различных ситуаций: математически описывали их, искали внутренние
взаимосвязи и определяли пути оптимального решения проблемы. Иногда такой подход
называют количественным. Это и есть так называемая школа науки управления.
Особенность сторонников школы научного управления состоит в том, что они
считают, что вознаграждения материально-технического характера не обязательно
ведут к усилению мотивации.
В
1964 г. в США Б.Хендерсоном была создана международная консультационная
компания, получившая название Бостонская консультационная группа (БКГ). На
протяжении последних 30-35 лет ей принадлежит ведущая роль в создании теории
стратегии бизнеса. Ею была вы двинута концепция матрицы БКГ (матрица Рост/Доля
рынка) и кривой опыта. Кроме того, БКГ была разработана теория конкуренции,
основанная на времени и сохранении клиента. Выдвинутые БКГ идеи увеличили багаж
полезных знаний о бизнесе больше, чем работы любых школ менеджмента.
|