Возникновение
современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами
Фредерика Уинслоу Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой
этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на
экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ
явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот
метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию
американским инженером Ф.У. Тейлором (1856-1915), которого следует считать
основоположником научного управления производством.
Справедливости
ради надо отметить, что у Ф. Тейлора были предшественники. Это прежде всего Ч.
Бэббейдж, а также Т. Метколф, основная работа которого «Издержки производства и
управление общественными и частными мастерскими» вышла в свет в 1885 г. Более
того, несмотря на то, что именно Тейлора принято считать основателем
современного менеджмента, не будь его, таким основоположником стал бы Файоль,
Эмерсон или кто-нибудь другой, поскольку к моменту возникновения «школы
научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в
воздухе. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации
и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого
кустарными, ремесленническими, «дедовскими» методами. Дальнейший рост
эффективности производства стал немыслим без его всесторонней рационализации,
экономии времени и ресурсов.
Основные
теоретические положения концепции Ф.У. Тейлора изложены в его работах:
«Сдельная система» (1895), «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного
управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией Конгресса» (1912).
Труды Тейлора являются обобщением его собственного практического опыта. В 1885
г. Тейлор становится членом Американского общества инженеров-механиков, которое
сыграло большую роль в организации движения за научные методы управления
производством в США.
Созданную,
им систему Тейлор называл по-разному: «сдельная система», «система управления
рабочими на основе задач». Термин «научное управление» впервые был предложен в
1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее
признание применительно к его концепции.
В
нашей стране в период господства диктатуры пролетариата наблюдалось крайне
негативное отношение к тейлоровской системе. В научных трудах того времени
нередко можно было услышать о ней такие нелестные эпитеты, как «потогонная
система», «бесчеловечная эксплуатация рабочих» и т.п. В годы же перестройки
отношение ко многому из западного опыта стало меняться с «минуса» на «плюс»,
возникла опасность другой крайности - некритичное восприятие и возвеличивание
всего, что противоречило «опыту строительства социализма».
Автор
данной курсовой работы на тему «Школа научного управления Тейлора» ставит
поэтому своей целью самостоятельно разобраться в том, что же в действительности
представляла собой система Тейлора, и могут ли положения «школы научного управления»
быть полезными в нашей стране на современном этапе развития. Для достижения
поставленной цели автором проработаны не только ряд источников по истории
менеджмента, но и - самое главное - первоисточник, а именно труд Ф.У. Тейлора
«Принципы научного менеджмента». Это позволило не только самостоятельно
ознакомиться с элементами биографии и непосредственно самой системой научного
управления Тейлора, но и составить о последней свое собственное мнение.
Работа
состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка
использованной литературы.
В
первой главе приводятся отдельные биографические сведения о Ф.У. Тейлоре, а
также раскрываются основные черты господствующего в его время способа
производства и управления. Здесь же изложен материал о тейлоровских
экспериментах и сделанных им выводах. Таким образом, в первой главе формируется
представление о Ф.У. Тейлоре как исследователе-практике и о его системе
научного подхода к управлению. Следует отметить, что значительная часть данной
главы построена исключительно на первоисточнике - работе Ф.У. Тейлора «Принципы
научного менеджмента».
Вторая
глава содержит материал о том, каким образом «школа научного управления»
получила свое дальнейшее развитие. Здесь рассказывается как о непосредственных
учениках и сподвижниках, так и просто о последователях Тейлора, которые
применяли основы его подхода к управлению и добились значительных успехов, что
подтвердило жизнеспособность тейлоровского учения. Основой для написания второй
главы послужила работа И.И.Семеновой «История менеджмента».
В
заключении автор, пользуясь словами самого Ф.У. Тейлора, характеризует основные
черты механизма и философии «школы научного управления», а также высказывает
свое собственное мнение о полезности использования основ тейлоризма в наши дни.
Список
литературы, так или иначе послужившей для подборки материала по теме, приведен
в конце курсовой работы.
|