Имидж внешнеторговой организации зависит, прежде всего, от характеристик ее деятельности (качество и объем продаваемых товаров или предоставляемых услуг, уровень конкурентоспособности на мировом рынке и т.п.), а также от осуществления тех форм деятельности, которые общество расценивает как соответствующие общественным интересам. Бесспорно, имидж организации определятся поведением ее менеджеров и сотрудников. Достаточно партнеру по бизнесу один раз столкнуться с грубым неэтичным поведением сотрудника фирмы, как ее репутация в глазах не только этого человека, но и многих других (информация из уст в уста передается мгновенно!) резко падает. Поэтому имидж внешнеторговой организации зависит от каждого ее работника.
К примеру, один из сотрудников организации не ответил вовремя на деловое письмо, другой не послал факс, которого ждут партнеры, третий грубо вел разговоры по телефону - эти, казалось бы, пустяки негативно влияют на поддержание хорошей репутации. И если на создание имиджа уходят годы, то утратить его можно очень быстро.
По мнению экспертов, примерно в 98% случаев в США наблюдается большое различие между тем, как понимает свой образ сама фирма и тем, как его представляют себе клиенты. Для формирования позитивного имиджа и его поддержания фирмы тратят большие средства, разрабатывают кодексы безупречного бизнеса, кодексы этичных корпораций и т.п.
В России культурологические факторы развития пока не востребованы. И, тем не менее, имеются примеры, достойные подражания. Так, в документе «Моральные требования, предъявляемые к брокерам Российской Товарно-сырьевой биржи» сформулированы требования к бизнесменам, которые «работают» на создание имиджа. Приведем некоторые из них:
· положение первое: «Относись с уважением к власти». Проявлять уважение следует на всех уровнях общения;
· положение третье: «Не разделяй слово и дело». Деловой человек представляет на любых переговорах свою организацию и от того, как он умеет держать слово, судят об организации в целом;
· положение девятое: «Будь честен и правдив». Главное для бизнесмена - репутация его личная и репутация, фирмы. В этом положении подчеркивался: «Бережно относись к доброму имени Биржи, своей брокерской конторы и к своему ближнему. Поступай правильно, и хорошая репутация обеспечена» .
На имидж фирмы оказывают влияние и ее название, которое способствует созданию оригинальной эмблемы фирмы, товарного знака, и оформление офиса, и впечатление о кабинете менеджера, которое складывается у партнеров, клиентов и подчиненных, и общий порядок в организации и многое другое. Бесспорно, есть люди, склонные к рисовке, желающие показаться не тем, что они собой представляют. Для них внешнее оформление становится ширмой. Интересно по этому поводу высказывается крупный специалист в области бизнеса М.Мак-Кормак: «Если вы видите канцелярию, украшенную дипломами и почетными грамотами, либо подчеркнуто стилизованную так, чтобы произвести впечатление, - с хозяевами будьте осторожны. Ведь они придают больше значения тому, как выглядят, чем тому, что в действительности способны сделать». Главным компонентом, который определяет имидж внешнеторговой организации, является персонал, деловая квалификация сотрудников, их умение взаимодействовать с другими людьми и строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.
|