Имидж сотрудника в области внешней торговли схематично можно представить следующим образом (рис. 3.1).
Рис. 3.1 Элементы имиджа сотрудника внешнеторговой организации
Не умаляя важности всех приводимых классических компонентов имиджа, рассмотрим подробнее только три элемента - профессионализм, коммуникативная компетентность и внешний облик. И, пожалуй, подчеркнем, что именно эти элементы являются приоритетными для формирования позитивного имиджа сотрудника внешнеторговой организации, независимо от того, какую должность он занимает и каким видом специфической деятельности в сфере внешней торговли занят. Более того, их постоянное развитие в качестве основополагающих компонентов имиджа определяют и то, насколько успешно он проявляет себя в ходе переговорного процесса.
В основе профессионализма сотрудника внешнеторговой сферы лежат его специальные знания, навыки и умения, полученные в процессе обучения и практической деятельности. К профессиональным достоинствам сотрудников и менеджеров относится умение быстро реагировать на изменение экономической ситуации, которое зиждется на эрудиции и кругозоре, и принимать в связи этим экономически грамотные решения. Признаваемые коллегами и торговыми партнерами сила знаний, справедливость действий и поступков представляют собой своеобразный сгусток, стержень профессиональной компетентности специалиста внешнеторговой сферы. Их нередко называют «главным калибром» имиджа сотрудника внешнеторговой организации.
Необходимость в постоянном совершенствовании коммуникативных способностей и навыков, как рядовыми сотрудниками, так и менеджерами компании и фирм во многом объясняется специфическими условиями их труда. Ведь по своей сути экспортно-импортные операции - это не что иное, как личное или групповое деловое общение, направленное на достижение конкретных целей бизнеса. Именно в результате такого общения вырабатываются навыки и умение «презентовать» себя и свой товар (услугу). Вот почему в жестких условиях конкуренции на внутреннем и внешнем мировом рынке выживают только самые грамотные и опытные специалисты, так называемые, «акулы бизнеса», для которых мощной основой успеха в бизнесе стала формула «пожизненного обучения» профессионального и коммуникативного мастерства.
Коммуникативные способности сотрудника внешнеторговой фирмы - ключ к тому, чтобы его взгляды и идеи по поводу развития двусторонних и многосторонних торговых контактов были поняты и приняты не только старыми, но и новыми, потенциальными партнерами по деловому общению. Коммуникативная компетентность как существенный элемент создания не только личного позитивного имиджа, но и имиджа организации, проявляется:
·в умении выстроить стратегию переговорного процесса;
·в умении слушать партнеров и быть готовым умело возражать;
·в знании, когда и как долго следует держать паузы, а когда и какие задавать вопросы;
·в умении использовать язык мимики и жестов;
·в степени внимания и восприимчивости даже к небольшим эмоциональным изменениям в поведении партнеров;
·в умении сдерживать проявление личных эмоций;
·в навыках приветствия и корректного прощания с потенциальными клиентами (например, при неудачном переговорном процессе) и многое другое.
Теоретически вышеописанные слагаемые положительного личностного и профессионального имиджа сотрудника внешнеторговой компании не так сложны для освоения каждым думающим человеком. Понятно, что, стремясь к успешной карьере, надо повышать свой профессионализм, думать над реализацией в полной мере коммуникативных способностей, поскольку ни одно общение даже в небольшом коллективе не свободно от взаимодействия с разными по характеру, темпераменту, моральным ценностям, по отношению к должностным обязанностям и к общей цели организации людьми. Но не секрет, что чем больше сотрудников в коллективе организации, тем труднее выработать общий, соответствующий принятым в бизнесе нормам, стиль или манеру делового общения с коллегами в рабочее время и уж тем более эффективно взаимодействовать с зарубежными партнерами по бизнесу во время переговоров.
|