Социально-психологические функции менеджмента включают в себя управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных основных функций. Они связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе и включают две разновидности управленческих воздействий на человека: делегирование полномочий и мотивацию исполнителей [17, с. 308].
Для эффективного управления предприятием менеджер должен уделять особое внимание своим подчиненным. Знание психологических особенностей подчиненных позволяет руководителю более эффективно реализовывать социально-психологическую функцию.
Делегирование - это передача полномочий по решению задач руководителем своим подчиненным. При этом ответственность за выполнение данной работы не делегируется.
Полномочия - это право использовать соответствующие для выполнения определенной задачи ресурсы предприятия и координировать усилия определенных сотрудников на ее выполнение.
Ответственность - это обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках. Объем ответственности влияет на заработную плату работника (чем больше ответственность, тем выше заработная плата).
При передаче полномочий по выполнению работы сотрудник, их делегировавший, несет за них полную ответственность. Полномочия делегируются должности, а не человеку, который ее занимает [3, с. 300].
Делегирование полномочий не будет иметь смысла, если работу сотрудников не стимулировать. Способность побуждать сотрудника к выполнению работы с минимальными затратами для себя и предприятия в целом определяет профессионализм менеджера.
Для этого руководитель должен уделять особое внимание мотивации работников. Мотивы - это движущие силы (потребности), побуждающие человека выполнять работу. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Основные типы мотивирования [11, с. 9]:
· Внешними воздействиями вызываются определенные мотивы, побуждающие человека к желательному для мотивирующего субъекта результату (вариант торговой сделки).
· Направленно развиваются и усиливаются желательные для субъекта мотивирования мотивы действий или ослабляются те мотивы, что мешают эффективному результату.
Мотивирование работников основывается на возможности удовлетворения нужд и потребностей.
Руководитель должен знать [11, с. 12]:
· уровень жизни подчиненного;
· состав его семьи;
· примерное окружение;
· интересы и увлечения.
Это позволит менеджеру эффективнее распределять работу.
Социально-психологические функции основываются на знании менеджером профессиональных качеств сотрудников и их психологических особенностей (черты характера, уровень жизни, круг общения и др.).
|