Планирование - это процесс, позволяющий принимать решения без спешки, используя максимальный объем информации и рассматривая все имеющиеся возможные варианты [7, с. 47-48]. Благодаря этому удается избежать принятия поспешных решений в тот момент, когда вы не имеете возможности глубоко изучить все значимые факторы. Более того, процесс планирования позволяет:
1)определить пути повышения эффективности;
2)выявить дублирование усилий, узкие места в рабочих процессах и предвидеть неудачи;
3)указать на новые инициативы, которые может предпринять компания для того, чтобы влиять на будущие события;
4)помочь во взаимообъединении мероприятий.
Существует три основные подхода к тактическому планированию: первый - «сверху вниз», при котором вышестоящее руководство планирует и устанавливает показатели для всех уровней управления в пределах компании; второй - «снизу», когда каждый отдел готовит рекомендации по вопросам, которые он может решить самостоятельно, и представляет их вышестоящему руководству на подтверждение; и третий (самый распространенный) метод, при котором вышестоящее руководство ставит общие задачи, поручая отделам детальную разработку планов по их выполнению.
На практике планирование «сверху вниз» более распространено, чем планирование «снизу». Основной довод в его пользу - неопытность молодых менеджеров в определении тактики. Другим недостатком схем планирования «снизу» является то, что сотрудники бывают незнакомы с работой других отделов. Поэтому их мнения могут быть недальновидными и противоречить требованиям других субъектов. Для успешного планирования важна качественная обратная связь. Если нет механизма, связывающего планы с фактическими результатами, то много усилий при разработке планов будет потрачено впустую.
Первым шагом процесса планирования является постановка задач, т.е. определение того, что надо делать. Чем конкретнее задачи, тем проще выбор тактической стратегии. Цели, поставленные на вышестоящем уровне, подразделяются на конкретные задачи (лучше всего выражать их в количественных показателях), которые необходимо выполнить в установленные сроки.
Для постановки целей могут понадобиться прогнозы. В отличие от плана, который является установленной реакцией на предполагаемые события, прогноз - это предсказание будущих событий. Прогнозирование - важная предпосылка эффективного планирования. В процессе руководства добиться точности прогнозов достаточно трудно. Ситуация меняется быстро: производственные методы устраивают, трудовое и другое законодательство меняется, с профсоюзами достигаются новые соглашения. Обычно чем короче период прогноза, тем точнее его оценка.
Поскольку долгосрочным прогнозам свойственна большая неопределенность, они допускают ошибки в больших пределах. Поэтому многие компании разрабатывают как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы, причем первые подробно, последние только в общих чертах. Не стоит тратить деньги на долгосрочное предсказание крайне неопределенных ситуаций. Точность прогнозов должна контролировать соотношение с реальной ситуацией. При этом необходимо выявлять источники ошибок (недостаточные или неправильные данные, несовершенные методы прогнозирования, ошибки прогнозистов и т.д.) для выяснения, допускают ли прогнозы в среднем систематическую переоценку или недооценку фактических результатов.
|