Рассмотрим структуру процесса коммуникаций. В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента:
· отправитель
- лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её;
· сообщение
;
· канал или средство передачи информации;
· получатель (адресат)
- лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
Ø зарождение идеи или отбор информации;
Ø выбор канала передачи информации;
Ø передача сообщения;
Ø интерпретация сообщения.
Этапы коммуникаций отображены на рис. 1.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.
Таблица 1
Характеристика коммуникаций
Тип коммуникаций |
Этапы процесса коммуникаций |
Каналы коммуникаций |
Межличностные На основе письменного общения Формальные Неформальные Вертикальные Горизонтальные Вербальные Невербальные |
Зарождение идеи или отбор информации Выбор канала передачи информации Передача сообщения Интерпретация сообщения получателем Реализация сообщения |
Устная передача Совещания Телефонные переговоры Письменная передача Служебные записки Отчёты Электронная почта Компьютерные сети |
Формирование коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
В процессе коммуникатору необходимо выбрать действенные каналы коммуникации. В целом коммуникационные каналы бывают двух видов:
· каналы личной коммуникации
· каналы неличной коммуникации.
В канале личной коммуникации
участвуют двое или более лиц, непосредственно общающихся друг с другом. Это может быть общение лицом к лицу, общение одного лица с аудиторией, общение по телефону, с помощью телевидения и даже посредством личной переписке по почте. Каналы личной коммуникации эффективны благодаря тому, что предоставляют участникам возможности и для личного обращения, и для установления обратной связи.
Личное влияние имеет большой вес применительно к категориям товаров высокой стоимости и повышенного риска. Покупатели автомобилей и крупных электробытовых приборов не ограничиваются обращением к источникам в средствах массовой информации, а стремятся познакомиться с мнениями знающих людей. Личное влияние играет большую роль и в отношении товаров, в первую очередь попадающих в поле зрения окружающих.
|