Учитывая взаимосвязь профессиональной и социальной сторон адаптации личности в производственном коллективе, многие наши исследователи в своих имперических работах рассматривают производственную адаптацию в целом, а не отдельные ее стороны порознь.
Изучение процесса первичной производственной адаптации личности в производственном коллективе может иметь различные отправные точки. Для юноши или девушки, пришедших на промышленное предприятие прямо со школьной скамьи (с законченным или незаконченным средним образованием), процесс производственной адаптации можно исчислять, начиная с первого дня работы. Для выпускника ПТУ процесс производственной адаптации, несомненно, начинается еще в стенах этого учебного заведения [Кузьмин, Свенцицкий, 1966]. К.К. Платонов и Г.Г. Голубев отмечают, что первый - ознакомительный - этап адаптации "начинается с принятия решения получить определенную квалификацию по избранной профессии и продолжается в течении первоначальной теоретической подготовки к производственному обучению, во время ознакомления с учебными мастерскими, с училищем и базовым предприятием" [Платонов, Голубев, 1977].
Рассмотрение адаптации молодежи к профессиональной деятельности в широком социальном плане может начинаться с подготовки к труду еще в общеобразовательной школе, включая далее выбор профессии, профессиональное обучение и начало трудовой деятельности [Немченко и др.,1969]. Во всяком случае, есть все основания полагать, что особенности формирования отношения к труду в школьном возрасте и мотивы выбора профессии являются важными социально-психологическими факторами последующей производственной адаптации. Так по данным лаборатории трудовых ресурсов МГУ, особенно успешно адаптировались на предприятии молодые рабочие, определившие свою судьбу еще в школе. <…>
Обращаясь к исследованию факторов первичной производственной адаптации, необходимо прежде всего определить возрастные границы и минимальный стаж работы индивида на предприятии, в пределах которых изучается этот процесс. Определяются эти границы нашими психологами по-разному: по возрасту - от 16 до 30 лет, а по стажу работы на данном предприятии - с первых дней до пяти лет. Данный возрастной диапазон соответствует наиболее часто встречающимся в исследованиях советских социологов возрастным границам понятия "молодежь" [Боряз, 1973]. <…>
Что касается вопроса о границах стажа работы на предприятии, в пределах которых можно говорить о процессе адаптации, то многие <…> исследователи считают диапазоном первичной производственной адаптации период с первых дней работы на предприятии до трех лет. Однако есть и иная точка зрения, согласно которой этот диапазон шире. Так, по данным В.А. Калмык и Т.А. Сильченко, критический год для устойчивости кадров - пятый год работы по профессии [Калмык, Сильченко, 1970]. В.Д. Шадриков, рассматривая этапы вхождения новичка в производственный коллектив, считает достижение последнего этапа адаптации возможным лишь на основе пяти-шестилетнего стажа работы в данном коллективе [Шадриков, 1976]. Такой взгляд на срок достижения устойчивой адаптации молодого рабочего, по нашему мнению, является более обоснованным, о чем говорят и некоторые данные упомянутых исследований.
|