Процесс бизнес-планирования

Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные для предприятия решения и определить средства для их достижения. [2, с. 29-30]

Основные цели и задачи:

- бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени;

- бизнес-план можно рассматривать как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля;

в большинстве случаев бизнес-план используется как средство получения необходимых инвестиций, т.е. служит мощным инструментом финансирования бизнеса;

бизнес-план является инструментом внутрифирменного управления, это постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям: техническим, информационным, организационным, экономическим и др.;

бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным;

бизнес-план является документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса, он демонстрирует готовность идти на риск;

бизнес-план - это инструмент самообучения, его разработка - непрерывный процесс познания и самопознания.

На рисунке 2.1. представлены цели, задачи и причины разработки бизнес-плана.

контроль товародвижение б

и

знес план

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии. Существует несколько подходов к составлению бизнес-плана.

Несмотря на бросающееся в глаза сходство представленных подходов, между ними существуют определенные различия, которые отчетливо видны на рис. 2.2. и 2.3

Рис. 2.2. Первый подход к составлению бизнес-плана, основанный на определении личных целей бизнесмена

Рис. 2.3. Второй подход к составлению бизнес-плана, основанный на принятии решений

Рис. 2.4. Третий подход к составлению бизнес-плана, основанный на определении приоритетного направления развития

На первое место при таком подходе ставится определение личных целей бизнесмена, на основе чего строится бизнес, определяются его сильные и слабые стороны. На основе анализа внешней и внутренней ситуации компании определяется перспективная цель (миссия), после чего переходят к разработке стратегии, конкретизирующей и формирующей дерево целей, и определяющей задачи и подзадачи. В задачи и подзадачи включаются трудовые и финансовые ресурсы, продукция. При использовании второго подхода на первое место ставится принятие решений. В данном случае процесс планирования представлен на рис. 2.3.

Возможно применение подхода (рис. 2.4), когда основная цель планирования заключается в том, чтобы соотнести направление развития бизнеса с наиболее полным удовлетворением спроса на целевом рынке, учитывая в процессе разработки плана желаемый уровень рентабельности, ограничения внешней бизнес-среды, включающей построение эффективных взаимоотношений с потребителями, поставщиками и конкурентами. Пунктирная линия обозначает каналы обратной связи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4