Обычно основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования - это оценка инициаторами проекта:
. возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
. потенциальных потребителей;
. конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
. своего сегмента рынка;
. срока окупаемости капиталовложений;
. достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи.
Если у инициатора проектов ничего, корме документации, нет, то требуется еще более взвешенная оценка эффективности осуществления бизнес-идеи, особенно в частности перспектив удержания позиций в избранном сегменте рынка.
Не менее важно обратить внимание на наличие у фирмы команды инициаторов проекта. При этом обязательным является достаточность квалификации инициаторов, их организаторских способностей, психологическая совместимость участников группы. На данном этапе подготовки бизнес-плана возникает еще один важный вопрос: кому поручить руководство отдельными участками? Нередко всю работу по составлению бизнес-планов берут на себя сами инициаторы проекта. Обычно это бывает там, где отсутствует риск потерять вкладываемый в него капитал. Если же бизнес-идея сложна, требует координации усилий многих профессионалов, то логичнее включить в состав группы разработчиков наемных специалистов. Они лучше знают право, финансовую сторону проблемы, специфику учета и другие «подводные камеи». А специалисты фирмы, как правило, лучше знают технологические тонкости производства. Такое рациональное совмещение работы инициаторов и наемных специалистов-консультантов дает неплохие практические результаты.[4, с.152]
Итак, бизнес-план - это изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта. Это основной документ, по которому инвестор определяет свое отношение к проекту. Какова же методика разработки бизнес-плана?
Бизнес-план может быть сложным по составу включаемых в него разделов и подлежащих решению вопросов. Все определяется сложностью или простотой самой бизнес-идеи. Как правило, хорошо составленный бизнес-план включает девять разделов:
. титульный лист;
. вводную часть;
. анализ отраслевого рынка товаров;
. изложение существа проекта;
. обоснование производственного плана;
. план маркетинга;
. организационный план;
. оценку рисков реализации проекта;
. финансовый план.
Общий объем бизнес-плана как официального документа примерно двадцать пять страниц машинописного текста. На титульном листе обычно отражают такую информацию: название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, имя телефон директора предприятия, суть проекта (выпуск акций, кредиты), заявление о коммерческой тайне. Весь лист включает не более двадцати пяти строк.
Во вводном разделе дается краткое резюме проекта или убедительное доказательство его выгодности. На трех-четырех страницах вводного раздела инициатор проекта должен показать умение явно представить успех реализации идеи в глазах инвестора. Инвестор должен «загореться» идеей, почувствовать существенную выгоду конечных результатов предпринимательства.
Анализ отраслевого рынка товаров предназначен для оценки емкости рынка. Около трех страниц бизнес-плана посвящается информации о динамике продаж товара, прогнозов на ближайшее время.
В России существенное значение имеет поквартальный и полугодовой анализ года. Раскрывается информация об аналогах продукта, созданных как в отечественной экономике, так и за рубежом. Если предприятие крупное, то указывается его доля в производстве отраслевой продукции в России. Целесообразно показать и знание основных данных о потенциальных конкурентах, включая имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны.
Перейти на страницу: 1 2 3
|