В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
· общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
· управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. К ним относятся:
· прогнозирование и планирование;
· организация работы;
· мотивация;
· координация и регулирование;
· контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
· перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
· организация работ по стандартизации;
· учет и отчетность;
· экономический анализ;
· техническая подготовка производства;
· организация производства;
· управление технологическими процессами;
· оперативное управление производством;
· метрологическое обеспечение;
· технологический контроль и испытания;
· сбыт продукции;
· организация работы с кадрами;
· организация труда и заработной платы;
· материально-техническое снабжение;
· капитальное строительство;
· финансовая деятельность.
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Общее управление предприятия заключается в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.
При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:
· выбор технологического процесса;
· планирование программы производства;
- планирование последовательности производства (оперативное планирование);
· формирование производственных систем (систем оборудования);
· содержание и эксплуатация оборудования;
· организацию материально-технического снабжения.
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:
· организация инновационного процесса;
· выбор и реализация стратегии НИОКР;
· оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
· внедрение результатов НИОКР;
· защита результатов НИОКР.
Реализация функций в области маркетинга включает:
· организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
|