Ноу-хау

Термин “ноу-хау” впервые был применен в Англии и США, а затем получил широкое признание в других странах. В буквальном переводе с английского языка “know-how” означает “знать, как”, что является сокращением выражения “знать, как это сделать”. Многочисленные попытки дать определение “ноу-хау” как на национальном, так и международном уровне отдельными учеными и практиками не привели к единому пониманию этого явления. Обычно под “ноу-хау” понимают знания, опыт и навыки в области разработки, промышленного освоения, производства, реализации, эксплуатации, обслуживания, текущего и капитального ремонта, совершенствования новой технологии и материалов и взаимосвязанные с ними знания и опыт в области управления, экономики, финансового и иного характера, которые могут быть использованы, представляют ценность, носят конфиденциальный характер и не защищены на национальном или международном уровне. При этом к “ноу-хау” относятся также сведения нетехнического характера, касающиеся организации и экономики производства, коммерческого опыта и финансирования и т.д.

Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

В России наряду с термином “ноу-хау” в законодательстве и на практике широко используются такие термины, как “коммерческая тайна”, “секрет производства”, “торговые секреты”, “конфиденциальная информация” и т.д. Каждый из названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется обычно в достаточно определенной ситуации. В Гражданском кодексе РФ получило закрепление понятие “служебной и коммерческой тайны”, в некоторой степени совпадающее с понятием “ноу-хау”.

В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты - патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая - не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность.

Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.

От всех иных видов объектов интеллектуальной собственности “ноу-хау” отличается рядом присущих исключительно ему признаков.

. Среди других объектов интеллектуальной собственности важной особенностью “ноу-хау” является его наибольшая универсальность. Под данное понятие могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью субъекта предпринимательской деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5