4. Лекции
Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения.
Преимущества лекций:
· является непревзойденным средством изложения большого объема теоретического материала в короткий срок;
· позволяет осветить и развить множество теорий, концепций, подходов и идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты;
· чрезвычайно эффективна с экономической точки зрения, поскольку один преподаватель может работать одновременно с десятками учеников.
Недостатки лекций:
· роль обучающихся ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала, с их стороны отсутствуют практические действия;
· не способствует отработке практических навыков и умений, формированию нового типа поведения, отношений;
· зачастую оторвана от реальных проблем конкретного предприятия и его сотрудников;
· отсутствие обратной связи;
· трудно контролировать степень усвояемости материала и корректировать обучение;
· для эффективности лекций требуется высокий уровень лекторского искусства;
· часто бывает скучной, быстро забывается, поэтому требует повышенной внешней и внутренней мотивации.
Последние два недостатка иллюстрирует следующий забавный пример [2, с. 156]. Преподаватель, которому приходилось много рассказывать, решил облегчить свою работу: записал свою лекцию на магнитофон, принес его в аудиторию, включил и вышел. Через полчаса он заглянул в аудиторию и с удивлением обнаружил, что слушатели усердно записывают. На следующий день лектор с самого начала занятия включил магнитофон и ушел. Вернувшись, он увидел, что аудитория пуста, а вокруг магнитофона плотным кольцом расставлены диктофоны…
В современной практике тренингов используются т.н. «мини-лекции», представляющие собой краткий рассказ, изложение сведений, информационное введение в тему. Иногда монолога просто не избежать: например, при сообщениях о свойствах нового продукта, ситуации на рынке, изменениях в компании и т.д. Если задача обучения - освоение навыков или изменение отношений (а неполучение большого количества теоретических знаний) лекция сводится к рассказу на 10 -15 минут.
Для повышения эффективности лекций специалисты используют следующие средства:
- четкое и ясное для слушателей структурирование занятия и рациональное дозирование материала в каждом из разделов;
образная речь с примерами и сравнениями;
использование наглядных пособий, схем, таблиц, моделей, графиков;
применение риторических и уточняющих понимание материала вопросов;
простой, доступный язык;
обращение к таким техническим средствам обучения, как слайды, видео и аудио записи (Влияние использования различных технических средств на эффективность обучения представлено в приложении 5 [37]).
6.Деловые игры:
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающегося - в ходе игры участники проигрывают поведение сотрудников смоделированной компании. Деловые игры позволяют решать следующие задачи:
определить индивидуальные и коллективные способности и профессиональную подготовку обучающихся;
повысить интерес участников к обучению;
наглядно представить реальную ситуацию на предприятии, определить возможные стратегии управления им и получить результат принятых решений;
приобрести навыки принятия решений, разрешения конфликтов и т.д. в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности;
активизировать творческий потенциал человека, сделать обучение интенсивным и более результативным.
Деловые игры являются очень эффективным методом профессионального обучения с точки зрения выработки практических, управленческих (составление планов, проведение совещаний, переговоров, принятие управленческих решений и т.п.) и поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество). Это не просто способ оживления обучения, игра представляет собой сочетание вовлеченности, физической активности с моделированием, проживанием опыта, анализ рабочих ситуаций, свободный от привычных шаблонов, освоение профессионально-ролевых норм и ориентиров, свободу от страха за последствия ошибок.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|