2.3.1 Определение, основные понятия сертификации
Сертификация - процедура, при которой третья сторона дает письменное подтверждение, что продукция, процесс или услуга соответствует данным требованиям.
Первая сторона- изготовитель, вторая - потребитель, третья- оценщик (контролер).
К объектам сертификации относятся: продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие мастера и пр.
Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти - Госстандартом России , .
Продукция - результат деятельности или процессов.
Услуги - набор функций , которые организация предлагает потребителю в ходе своей деятельности.
Система качества - совокупность организационной структуры , процедур, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.
Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
2.3.2 Основные цели и принципы сертификации
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроль безопасности продукции (услуги , работы) для окружающей среды , жизни , здоровья и имущества;
подтверждение показателей качества продукции ( услуги, работы), заявленным изготовителем (исполнителем);
создание условий для деятельности организации и предпринимателем на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом , научно - техническом сотрудничестве и международной торговле
Принципы сертификации. При проведении сертификации нужно руководствоваться следующими принципами:
Законодательная основа сертификации;
Открытость системы сертификации (В работах по сертификации участвуют предприятия , учреждения , организации независимо от форм собственности (в том числе других стран) , признающие и выполняющие ее правила);
Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами .( Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран);
Открытость и закрытость информации. ( При сертификации должно осуществляться информирование всех его участников - изготовителей , потребителей, органов по сертификации, а также других заинтересованных сторон - общественных организаций , предприятий , отдельных лиц - о правилам и результатах сертификации . С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну).
2.3.3 Законодательная база сертификации в РФ
Закон РФ "О стандартизации" |
Закон РФ "О сертификации продуктов и услуг" |
Закон РФ " Об обеспечении единства измерений" |
Законы, вводящие обязательную сертификацию |
О защите прав потребителя |
Об охране труда |
Об оружии |
О связи |
Об информации, информатизации и защите информации |
О пожарной безопасности |
О безопасности дорожного движения |
Др. законы. Всего более 20 |
Постановления правительства по вопросам сертификации |
Об утверждениях перечней продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. от 13.08.97 № 1013 |
О проведении обязательной сертификации рабочих мест, средств производства .от 06.09.94 № 485 |
О порядке разработки производства и утилизации средств самозащиты. от 30.04.93 № 418 |
О перечне товаров текстильной и легкой промышленности , подлежащих обязательной сертификации. От 01.07.96 № 796 |
О сертификации средств защиты информации.от 26.06.95, № 608 |
О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных товаров. от 12.07.96 № 799 |
О маркировании товаров и продукции на территории РФ знаками соответствия , защищенными от подделок.от 17.05.97 № 601и от 19.09.97 № 1193 |
Другие постановления. Всего более 10. |
Законы, устанавливающие ответственность |
Гражданско - правовую |
Административную |
Уголовную |
Гражданский кодекс РФ |
Кодекс РФ об административных правонарушениях. ст.170 |
Уголовный кодекс РФ ст.238. |
Закон РФ "О защите прав потребителей". |
Закон РФ "О защите прав потребителей" | |
Другие законы |
Другие законы | |
Перейти на страницу: 1 2 3
|