Центральной задачей стратегического этапа процесса управления является выбор и реализация инновационной стратегии, наиболее адекватной состоянию внешней и внутренней среды, фирменным вoзмoжнocтям и типу обновления. Например, при стабильной внешней среде, умеренной конкуренции, наличии у предприятия принципиально новых НИОКР, технологий и продукции инновационная стратегия должна носить лидирующий, наступательный характер. Надо помнить, что создание новых знаний и умений и новых технологий само по себе не приводит к реализации долгосрочных целей максимизации дохода и плодотворного роста. Цели, стратегии перспективного развития должны ситуационно "заземляться" с учетом текущего состояния. Стратегический этап реализации инновационной стратегии основан на точном анализе и прогнозе ситуации, альтернативном выборе на основе данных анализа наиболее соответствующего вида стратегии с последующим управлением реализацией этой стратегии. Как было показано выше, при благоприятной ситуации внешней и внутренней среды (стабильная среда и радикальные новшества) единственной альтернативой является стратегия лидера. И наоборот, при нестабильной внешней среде и имитационной технологической деятельности благоприятные обстоятельства в виде слабой конкуренции и низких издержек не должны толкать предприятие к наступательной стратегии, ибо ситуация диктует возможность только одной стратегии - следования за лидером. В то же время при стабильном рынке и высоком спросе то же самое предприятие может формировать стратегию лидера по низким издержкам
На стратегическом этапе инновационный менеджер должен руководствоваться матричным анализом выбора стратегии, который демонстрируется в таблице 2.
Таблица 2 - Матрица выбора инновационной стратегии
Внутренняя среда обновления |
Внешняя среда |
|
Стабильная |
Нестабильная макроэкономическая среда, стабильный спрос, умеренная конкуренция |
Стабильная макроэкономическая среда, изменчивая рыночная среда, активная конкуренция |
Высокая неопределенность, риск и изменчивость среды |
Модернизация |
Умеренно наступательная |
Сфокусированная стратегия дифференциации |
Следование за лидером |
Защитная от внешних угроз |
Частичное обновление технологий, модернизация оборудования, обновление продукции |
Наступательная стратегия широкой дифференциации |
Стратегия широкой дифференциации |
Сфокусированная стратегия дифференциации |
Следование за лидером |
Системное обновление производства на основе кластеров новшеств |
Наступательная, лидирующая |
Укрепление позиций, лидирующая |
Ситуационная, лидирующая |
Умеренно наступательная стратегия дифференциации |
Внедрение радикальных технологических решений и реконструкция производства |
Атакующая, лидирующая |
Умеренно наступательная, лидирующая |
Укрепление позиций, лидирующая |
Новаторская, ситуационная |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|