Научно-технические и экономические возможности малых фирм в научно-техническом развитии (затраты на НИОКР, объём выполненных работ, количество научно-технического персонала, привлечение заёмных средств) незначительны по сравнению с возможностями крупных корпораций. Однако анализ результативности научных исследований показывает, что концентрация ресурсов крупными компаниями не является, сама по себе, гарантией успеха и далеко не всегда влечёт за собой соответствующее повышение эффективности. Большое число исследований доказывает, что за определёнными пределами рост затрат на исследования и разработки, да и расширение самих научно- исследовательских организаций ведёт к уменьшению отдачи.
Как отмечает С.Ю. Глазьев, «каждая хозяйственная организация создаётся с целью удовлетворения определённых общественных потребностей. Решая эти общественно значимые задачи, она обеспечивает удовлетворение многих существенных потребностей её членов. Однако по мере роста влияния и могущества организации создаются возможности для её выхода из-под общественного контроля. С достижением могущества, достаточного для контроля над внешним окружением, организации проявляют тенденцию к замыканию деятельности на собственных нуждах. При этом теряются стимулы к дальнейшему организационному развитию. Одновременно исчезают стимулы к лучшему удовлетворению общественных потребностей, консервируется структура организации, падает её инновационный потенциал. Нововведение в организации часто сравнивают с болезнью в организме. Это сравнение отражает свойственное зрелым организационным структурам неприятие нововведений, чреватых сколько-нибудь серьёзными изменениями. Большинство людей в зрелых организационных структурах заинтересовано в сохранении «статус- кво», который может быть нарушен в результате нововведений» [5, с.204].
Крупные фирмы, желая удержать уже приобретённые позиции на рынке и в производстве, в большей степени опасаются за свои завоевания, а потому идут по пути незначительной модификации и улучшения старой продукции, а не создания новой. Для них нововведения означают увеличение прибыли или расширение рынков, для мелких же научно-технических фирм введение новшеств в прямом смысле связано с их существованием. Малая организация в силу своего незначительного вклада в удовлетворение общественных потребностей не может контролировать сколько-нибудь значительную часть внешней среды и вынуждена постоянно к ней приспосабливаться путём различных нововведений. Простая и гибкая структура малой организации делает процесс её приспособления к меняющимся условиям внешней среды весьма оперативным.
Успех малого инновационного предпринимательства можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации научных разработок привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами, даже располагая небольшими ресурсами, работая в определённом направлении. Они занимаются разработкой и освоением инноваций в тех областях, которые кажутся для крупных фирм или неперспективными, или слишком рискованными. Удельные затраты на НИОКР, из-за узкой специализации научных поисков, у малых научно-технических фирм нередко в несколько раз могут превышать аналогичный показатель крупных фирм, так как крупные корпорации и их лаборатории разрабатывают одновременно несколько десятков и даже сотен проектов, тем самым распыляя материальные и людские ресурсы и увеличивая расходы на НИОКР. Во-вторых, малые инновационные предприятия ведут разработки в основном на первых этапах (генерирование идей, зарождение изобретений), когда ещё не требуется больших материальных, людских и организационных затрат. В-третьих, малые научно- технические организации более заинтересованы в конечном результате, стремятся к завоеванию какой-то части отраслевого рынка, принимая принципиально новые технические решения [10, с. 198].
К сильным сторонам малых научно-технических предприятий по сравнению с крупными предприятиями, по мнению ряда исследователей [10, с.209], относятся: 1- короткая длительность инновационного цикла; 2 - прямые персональные контакты с партнёрами; 3 - быстрое принятие управленческих решений; 4 - высокая мотивация труда; 5 - низкий уровень накладных расходов; 6 - гибкая реакция на научно-технические достижения; 7 - динамичная ориентация на спрос потребителя; 8 - отсутствие бюрократических структур в организации.
Слабыми сторонами малых инновационных предприятий являются: 1 - невысокий профессиональный уровень менеджмента; 2 - незначительные возможности внешнего финансирования, в т.ч. кредитования; 3 - высокий уровень риска в предпринимательской деятельности; 4 - незначительная степень разделения труда и специализации рабочих мест; 5 - ограниченные возможности удовлетворения масштабного спроса; 6 - персонифицированная ответственность за финансовые результаты деятельности; 7 - отсутствие синергетического эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений предприятия.
|