В первой главе были рассмотрены сущность инновационного цикла и основные его этапы развития.
Рассмотрим более подробно инновационный цикл от идеи до выхода на рынок.
Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует рассмотреть понятие "инновационный цикл".
Рисунок 2. 1 - Схема инновационного цикла [19, c. 145]
Инновационный цикл включает в себя период создания новации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.
Период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).
Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.
Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.
В научно-технической деятельности разработка начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления развития, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя.
После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала [18, c. 58].
Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты инновационного рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию.
Таким образом, инновационный цикл и его обеспечение, по нашему мнению, - это экономический процесс, рассматриваемый во временном аспекте, охватывающий определенные экономические отношения в период времени от зарождения идеи и до ее использования и реализующийся посредством отдельных фаз, стадий, объединенных в единый цикл. Инновационный цикл и его активное обеспечение будут совпадать с жизненным циклом товара до тех пор, пока данный товар (услуга) будет являться новшеством на конкретном рынке, т.е. до тех пор, пока его полезность для потребителей характеризуется новизной его потребительских свойств.
|