Содержательные теории мотивации

Чтобы эффективно выполнять функцию мотивации менеджеры должны понимать существующие теории мотивации. Выделяются теории содержания и теории процесса мотивации.

Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологом Абрахамом Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека. Пирамида потребностей: нижние ее ступени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими.

· Потребность в самовыражении

· Потребность в признании

· Социальные потребности

· Потребность в безопасности

· Физиологические потребности

Основные физиологические потребности удовлетворяются деньгами. Здесь следует использовать материальные стимулы (заработная плата, премия)

Потребность в безопасности - это сохранение жизни и здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении

Социальные потребности - это потребность быть принятым в коллективе, получить поддержку, доброжелательное отношение людей

Потребность в признании - это потребность испытывать чувства собственной значимости и «нужности» для предприятия, социального престижа, видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус

Потребность в самовыражении - это стремление к раскрытию своих способностей и самосовершенствованию, к творчеству и развитию.

Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые 1.2 ступеней.

В унисон этому звучит мысль А. Морита «Людям нужны деньги, но они хотят получить удовольствие от работы и гордиться ею».

Иерархическая структура потребностей А. Маслоу не является строгой.

Ф. Герцберг во второй половине 50-х годов предложил модель мотивации, выделив две группы факторов:

гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;

факторы мотивации (внутренние, присущие самой работе).

К первой группе относятся:

· Достаточная заработная плата

· Уважительное отношение начальника

· Нормальные взаимоотношения в коллективе.

Эти факторы не дают развиться чувству неудовлетворенности у работника, но сами по себе не являются факторами -мотиваторами.

Ф. Герцберг полагает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.

Конечно, для отдельных людей гигиенические факторы не имеют значения. Но люди, проявляющие аскетизм, встречаются не очень часто, и поэтому важное значение приобретает создание нормальных, достойных человека условий труда.

Широкое распространенной концепцией потребностей является концепция Мак Клелланда (70 года ХХ века), связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребностей достижения и властвования.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Мак Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически.