Таблица 3 - Зависимость организационной структуры от типа управленческой роли
Тип управленческой роли |
Организационная структура | |
Линейная |
Функциональная |
Проектная |
Матричная |
Руководитель |
× |
× |
× |
× |
Администратор |
× | | | |
Организатор | |
× |
× |
× |
Управленец | | |
× |
× |
Тип организационной культуры. Конечно, мы не сможем рассмотреть здесь многообразие конкретных корпоративных культур, возьмем за основание типологию организационных культур, основанную на типе совместной деятельности. Тип совместной деятельности, тип отношений и ценностей, характерных для разных организационных культур, будет детерминировать и тип адекватной организационной структуры.
Таблица 4 - Зависимость организационной структуры от типа организационной культуры
Тип организационной культуры |
Тип организационной структуры |
Предпринимателъская |
Проектная |
Партиципаторная |
Матричная |
Органическая |
Линейная с функциональными связями, горизонтальными группами по типу "семьи" |
Бюрократическая |
Линейная |
Способ социализации. Под способом социализации понимается типичный механизм передачи групповых норм, тот способ овладения культурой, который привычен для каждого сотрудника. Можно выделить несколько типов социализации, связанных с типами организационных культур (см. Таблицу 5).
Таблица 5 - Зависимость организационной культуры от способа социализации
Способ социализации |
Название позиции ученика |
Тип оргкультуры |
Личностная |
Послушник |
Органическая |
Авторитарная |
Подмастерье |
Бюрократическая |
Функциональная |
Студент |
Предпринимательская |
Проектная |
Профессионал |
Партиципативная |
Для личностного способа социализации характерна передача норм через подражание конкретному человеку, носителю данных норм. Он является воплощением правильного поведения, желаемого состояния, лучшего из группы. Ученик подражает "гуру", стремиться быть похожим на него, уподобляется лидеру. Такого типа социализация характерна для религиозных организаций, общинного типа структур, предприятий семейного бизнеса. Проблема данного типа социализации состоит в том, что изменение лидера способно привести к быстрому и кардинальному изменению норм. Люди, выросшие в данном типе социализации, как правило, нуждаются в особом эмоциональном контакте с лидером, поддержке с его стороны, особой эмоциональной атмосфере сплоченной группы, выраженном чувстве "МЫ".
Для авторитарного способа социализации, характерна передача норм через закрепленные в документах схемы подчинения, способы поведения и реагирования. Ученик должен познакомиться с формальной стороной процесса взаимодействия в организации, инструкциями и правилами поведения, а также научиться работать по правилам, заданными вышестоящим начальником. Такого типа социализация характерна для крупных предприятий с жесткой организационной структурой и системой линейной подчиненности, а также наличием заданных правил поведения. Проблема данного типа социализации состоит в том, что правила, закрепленные в документах, мало изменчивы, и не могут быть достаточно эффективными с ситуации динамичных изменений внешнего мира. Люди. Прошедшие данный тип социализации нуждаются в однозначных ответах, ориентированы на упрощение ситуации, склонны видеть лишь одну из ряда возможных альтернатив и передавать ответственность за принятие решения вышестоящему руководителю.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|