Все управление в операционных системах можно разделить на стратегическое, тактическое и оперативное. Стратегическое управление операциями включает следующие процессы: управление операциями разработке стратегии продукции и услуг; управление операциями при разработке стратегии процесса; управление операциями при выборе места расположения организации; управление операциями при разработке стратегии расположения оборудования; управление операциями при размещении производственных и офисных помещений; управление операциями при комплексной подготовке производства товаров и услуг.
Стратегия продукции (услуги) или проектирование продукции (услуг) - есть выбор или развитие продукции (услуги), разработка и документирование т продукции (услуги). Цель стратегии продукции (услуги) - обеспечение конкурентных преимуществ продукции (услуги).
Проектирование продукции (услуги) включает следующие стадии: изучение потребностей рынка, разработка технического задания (спецификации); разработка проектной документации; разработка рабочей документации; передача в производство.
На стадии изучения потребности рынка (данный процесс должен быть непрерывным) оценивается необходимость производства той или иной продукции (услуги), при положительном решении выявляются, какие характеристики необходимы потребителю (это приводит к необходимости выбора либо новой продукции (услуги), либо к модернизации существующей). Толчком к модернизации продукции (услуги) могут быть и внутренние преобразования в производстве (например, освоение нового оборудования или технологии).
Имеются ряд факторов, которые могут объективно вести к необходимости производства новой продукции (услуги): экономические (повышение доходов населения ведет к повышению покупательной способности); социальные (уменьшение среднего размера семьи ведет к увеличению покупки домов); научно-технические (изобретения, патенты и т.д. определяют необходимость появления новых товаров и услуг); политические (новые законы определяют необходимость модернизации товаров и услуг).
Следует также учитывать жизненный цикл продукции (услуги): внедрение, рост, зрелость, спад. На стадии внедрения необходимо учитывать дополнительные затраты, связанные с доводкой продукции (услуги). На стадии роста основной задачей является увеличение мощностей для производства. На стадии зрелости необходимо проводить мероприятия по увеличению конкурентоспособности. На стадии спада необходимо вовремя перейти на производство новой или модернизированной продукции (услуги).
На стадии разработки технического задания (спецификации); определяются основные характеристики продукции (услуги); состав продукции (услуги) и комплектация; дизайн; срок службы; основные экономические показатели; предполагаемый объем выпуска; характеристики качества, надежности, безопасности, технологичности и т.д.; вероятная технология производства; основные сроки выполнения и исполнители работ по проекту и т.д
На стадии разработки проектной документации разрабатываются документы: техническое предложение; эскизный проект и технический проект. Техническое предложение - совокупность конструкторских документов, содержащих технико-экономическое обоснование разработки и выбор варианта возможного конструктивного решения. Эскизный проект - принципиальные конструктивные решения, дающие представление об устройстве и принципе работы изделия или содержания услуги, основные параметры и габариты. На этой стадии разрабатываются инженерные чертежи и спецификации материалов, деталей и узлов. Решается вопрос, какие комплектующие делать, а какие покупать. Технический проект - окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве товара или содержания услуги.
На стадии разработки рабочей документации формируется рабочий проект конструкторская документация, предназначенная для изготовления или модернизации товара или услуги. На этой стадии разрабатываются: чертеж сборки, диаграмма сборки, маршрутный лист, рабочие инструкции.
На стадии передачи в пилотное или опытное производство принимается решение о передаче в производство и создании группы сопровождения.
При проектировании услуги необходимо учитывать факторы, отличающие процесс проектирования услуги от проектирования продукта: проектирование услуги и ее разработка совмещены; услугу нельзя хранить; высокая степень гибкости услуги; пакет услуг не поддается точному определению; многие элементы пакета определяются уровнем подготовки персонала; в процессе обслуживания отсутствует юридическая защита
Данные факторы определяют особенности стратегии (проектирования) услуги, которая определяется выбранными приоритетами. Приведем наиболее распространенные:
· внимательное и вежливое отношение к клиентами;
|