Классификация рисков хозяйственной деятельности предприятия

Рассмотрение природы риска, его содержания, многообразия факторов (источников) риска, разнообразия рисковых ситуаций, требующих организации и управления, дают основание трактовать риск как категорию менеджмента.

В таблице 1 представлена классификация рисков по основным признакам. Систематизация и детальное исследование рисков позволяет провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитационного и других видов моделирования. Классификация рисков служит основой организации управления рисками. При этом следует отметить, что каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей своя система управления риском. Решение проблем риска становится профессиональным делом рисковых менеджеров. Классификация рисков выступает методологической базой для профессионального антикризисного управления [3].

Таблица 1 - Классификация рисков в антикризисном менеджменте

Признак

Вид риска

1

2

Назначение риска

Риск, предполагающий потери Риск, предполагающий выгоду

Функциональные особенности риск-процесса

Маркетинговый Инвестиционный Производственный Страховой Финансовый

Содержание риск-результата

Экономический Социальный Правовой Организационный Инновационный

Последствия реализации риск-решения

Социальные Политические Экологические

Уровень внешних факторов (источников) риска

Международный Макроэкономический Региональный

Рыночный фактор риска

Конкурентный Конъюнктурный Ценовой

Рынки факторов производства как источники риска

Человеческих ресурсов Информационный Финансовых ресурсов Материальных ресурсов

Средства воздействия

Целевой, Стратегический, Тактический Прогнозируемый, Планируемый, Концептуальный

Характер проявления

Субъективный Объективный Неправомерный (правомерный) Неоправданный (оправданный)

Метод (методология)

Экспертный Экономико-математический Дисконтирования Статистический

Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.

Финансовый риск - риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.

Производственный риск - превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.

Перейти на страницу: 1 2