Обратный коэффициент оборачиваемости или коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств (Кз) показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной (товарной) продукции, и рассчитывается следующим образом:
Кз = Сок / РП = 1/ Коб (4)
: 314000/1815000=0,17(руб)
: 271000/2300000=0,12(руб)
Сравнение коэффициентов оборачиваемости и загрузки в динамике позволяет выявить тенденции в изменении этих показателей и определить насколько рационально и эффективно используются оборотные средства предприятия.
Эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.
Первая группа показателей - это рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяеемая как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):
Рпрод = П / С (5)
2009:375000/1402000=0,27 (или 27%)
: 809000/1113000=0,73 (или 73%)
Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность.
Таким образом рентабельность единицы продукции в 2010 году увеличилась на 46% или 2,7 раза) по сравнению с уровнем 2009 года.
Вторая группа показателей рентабельности - это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:
= Прп / В (6)
где: - рентабельность продаж (Return on Sales);
Прп - прибыль от реализации;
В - выручка от реализации.
: 375000/1815000=0,21 (21%)
: 809000/2300000=0,35 (35%)
Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. В данном случае имеет место быть увеличение спроса на услуги и, соответственно, снижение себестоимости единицы оказываемых Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.
Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или инвестиций):
= П/Аср (7)
где: - рентабельность активов;
П - прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая);
Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
2009: 375000/314000=1,19
: 809000/271000=2,98
Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.
Четвертая группа показателей рентабельности - рентабельность
акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.
ROE = ЧП/ ПIII (8)
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|