Организационная структура управления является неотъемлемой частью организации и относится к одной из важнейших категорий управления.
Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель управления имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви.
Организационная структура управления наравне с другими внутренними переменными играет существенную роль в адаптации организации к внешней среде, а следовательно, в ее способности выживать.
Поэтому структура управления должна быть оптимальной по отношению к организации и к ее внешней среде и изменяться вместе с ними.
Структура управления организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии, достижение ее целей и эффективное решение стоящих перед организацией задач. Существует множество определений структуры управления.
К важным положениям, вытекающим из определений структуры, относятся следующие:
· структура - это совокупность взаимосвязанных подразделений, или уровней управления и функциональных областей;
· структура должна соответствовать целям организации и обеспечивать их эффективное достижение;
· структура - это составляющая организационной системы;
· структура основывается на целях организации;
· структура должна соответствовать ценностям организации;
· структура должна соответствовать стратегии организации;
· первичность функций по отношению к структуре;
· в рамках структуры реализуется процесс управления;
· в рамках структуры выделяются следующие элементы: уровни (звенья) управления; горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные связи;
· для структуры характерны: специализация, разделение труда и его кооперация (для управленческого персонала - департаментализация);
Централизация, децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется - делегирование полномочий; координация деятельности и соблюдение нормы управляемости.
Из приведенного выше видно, что структура управления достаточно емкое и неоднозначное понятие. Она с одной стороны, безусловно, отражает субъект управления в организации. С другой стороны, осуществляет взаимодействие субъекта и объекта управления.
В широком смысле под организационной структурой управления можно пониматьупорядоченную совокупность звеньев управления организацией (должностей, подразделений и служб), обладающих необходимой материально-технической базой, выполняющих специфические административные функции и находящихся в определенной взаимной связи и соподчиненности.
Организационная структура управления состоит из структуры аппарата управления предприятия и его производственной структуры (структуры субъекта и объекта управления).
Производственная структура организации - это совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» - готовый продукт с параметрами, заданными в результате планирования (цели <http://infomanagement.ru/lekciya/Ponyatie_celi>, задачи, планы).
К элементам организационной структуры управления относят:
самостоятельные структурные подразделения - административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько общих функций управления (подразделение производств, цех и т.д.);
звено управления - одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняющие определенную управленческую функцию (отдел, бюро планирования и т.д.);
управленческая ячейка - отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций управления.
Все звенья структуры управления объединяются коммуникационными каналами. Таким образом, в основе структуры управления организацией лежат функции и информационные потоки.
|