В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест:
игнорирование индивидуальных особенностей людей и влияния ситуационных факторов;
предположение о возможности перехода от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу вверх; утверждение, что удовлетворенность потребностей верхней группы ослабляет их воздействие на мотивацию.
Ряд положений теории Маслоу развивается другими сторонниками содержательного подхода, среди которых доктор философии Д. Мак-Клелланд, выдвинувший теорию приобретенных потребностей. Автор выделяет три их вида: в успехе, во власти и в причастности [21, с. 286].
Потребность в успехе проявляется, как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, причем таким образом, чтобы они были реально достижимыми.
Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия.
Потребность в причастности реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки. Для ее удовлетворения необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией.
Сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к мотивации считается концепция ERG К. Алъдерфера, который выделяет:
потребности существования, примерно соответствующие двум нижним ступеням пирамиды Маслоу;
потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, обретение признания, поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую ступени;
потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.
Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в иерархии, однако в отличие от него, считает возможным переход от одного уровня к другому в любых направлениях.
Концепция мотивации К. Мадсена предполагает, что людьми движут следующие потребности:
органические - голод, жажда, материнское чувство, ощущение боли;
эмоциональные - стремление к безопасности, агрессивности и реализации бойцовских качеств;
социальные - в контактах, власти, деятельности;
деятельные - в опыте, физической, интеллектуальной (любопытство), эмоциональной (возбуждение), комплексной (творчество) деятельности.
Реализация этих потребностей, по мнению Мадсена, позволяет получить удовлетворение от работы.
Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является двухфакторная модель магистра здравоохранения Ф. Герцберга, разработанная им во второй половине 1950-х гг. Автор показал, что на поведение людей влияет не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем их изменение происходит независимо друг от друга.
Потребности Герцберг разбил на две группы:
мотивирующие (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе);
«гигиенические», связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды), которые адекватны первичным потребностям Маслоу.
В качестве инструмента для оценки степени удовлетворения потребностей он предложил две шкалы. На одной она отражалась в диапазоне «удовлетворенность - полное отсутствие удовлетворенности», а на другой - «неудовлетворенность - полное отсутствие неудовлетворенности».
Герцберг показал, что возможность удовлетворить мотивирующие потребности стимулирует трудовую активность, которая при их удовлетворении падает. В то же время отсутствие удовлетворенности этих потребностей не демотивирует.
Позиции сторонников содержательного подхода можно представить в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1 - Сравнение основных концепций содержательного подхода к мотивации [6, с. 149].
Маслоу |
Альдерфер |
Мак-Клелланд |
Герцберг |
Мадсен |
Самовыражение |
Существование |
Достижение |
Мотивировка деятельностью |
Органические потребности |
Признание |
Связь |
Власть |
- |
Эмоциональные потребности |
Принадлежность |
Рост |
Соучастие |
Гигиенические |
Социальные потребности |
Безопасность |
- |
- |
- |
Деятельные потребности |
Физиологические потребности |
- |
- |
- |
- |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|