облегчение возможности приобрести новые знания и навыки, что делает людей более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в своих силах, позволяет контролировать условия собственной деятельности;
обогащение труда, заключающееся в возможности получения работниками более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их интересам и склонностям, требующей творческих способностей.
Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы:
) создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную ответственность за ее результаты;
) обеспечение возможности каждому на своем рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость;
) признание авторства результата. Например, отличившиеся работники могут получать право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие;
) высокая оценка, которая может быть личной и публичной. Суть личной оценки состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах руководства организации, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат.
Публичная оценка предполагает возможность объявления благодарности, награждения ценными подарками, почетными грамотами, нагрудными значками, занесения в Книгу почета и на Доску почета, присвоения почетных званий, званий лучших по профессии;
) к морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд.
Удовлетворенность, возникающая при их достижении, влияет на поведение в сходных ситуациях в будущем;
) морально стимулируют такие психологические моменты, как создание атмосферы взаимного уважения, доверия, забота о личных интересах, терпимость к ошибкам и неудачам;
) предоставление всем равных возможностей вне зависимости от должности, вклада, личных заслуг, ликвидация зон, запретных для критики.
Объединяющей все рассмотренные выше формы стимулирования является продвижение в должности. Эта форма дает более высокую заработную плату (экономический стимул), интересную и содержательную работу (организационный стимул), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем попадания в более высокую статусную группу (моральный стимул).
Перечисленные организационные и морально-психологические факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, но после пяти лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере.
Таким образом, необходимым и важнейшим условием эффективной работы персонала на предприятии является его мотивация. Главная задача мотивационных процессов в современных условиях - сделать каждого работника собственником своей рабочей силы. Мотивация в силу ее индивидуальности объективно носит конкурентный характер, ибо помогает каждому максимизировать либо личный успех, либо превосходство.
Мотивация реализуется через систему потребностей. Необходимость учета тех или иных потребностей зафиксирована в содержательных и процессуальных теориях. Многочисленны исследования и российских ученых в этой области. Одни из них посвящены вопросам классификации потребностей, другие - процессам мотивации.
Мотивация - это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
На трудовую мотивацию влияют различные стимулы. Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала. Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника. Механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.
Различают экономические и неэкономические методы стимулирования. К экономическим методам относятся: заработная плата в соответствии с квалификацией работника, доплаты, надбавки, единовременные поощрения, материальные льготы и социальные выплаты. Неэкономические методы стимулирования: нематериальные льготы и привилегии, организационные и морально-психологические методы.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|