особенность управленческой деятельности связана с организацией воздействий на участников управленческого процесса с использованием различных информационных средств;
управленческой деятельности свойственна ситуация перманентной неопределенности, неоднозначности;
в управленческой деятельности огромную роль играет чувственно-эмоциональная сфера всех участников управленческого взаимодействия, так как управленческая деятельность по своей форме - это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение участников управленческого процесса;
целостный характер управленческой деятельности, неделимость.
Само понятие «менеджмент» (управление) в западной научной литературе имеет многозначный характер. В. Зигерт, Л. Ланг в понятие «менеджмент» включают методы и тактику управления. Большое значение при этом авторы придают работе с целью. «Речь может идти и о «самоуправлении», «саморегуляции», если человек сам ставит перед собой цели, которые он стремится достичь, и о целях организации, экономично и рационально реализующей свои цели с помощью сотрудников и использующей соответствующий набор средств». Таким образом, они приходят к выводу, что менеджмент - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем.
Американский теоретик менеджмента П. Друкер считает, что менеджмент - это деятельность, направленная на человека с целью сделать людей способными к совместному действию. Он определил основные задачи менеджмента: сплотить людей вокруг общих целей предприятия, развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять, ни на минуту не останавливать развитие людей, производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности. О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям.
Главным элементом менеджмента является профессиональный характер управленческой деятельности, осуществляемой менеджерами. Поэтому большое внимание в современной теории и практике менеджмента уделяется подготовке профессиональных управляющих.
Все ведущие зарубежные специалисты в области менеджмента (М. Альберт, М. Вудкок, В. Зигерт, Г. Кунц, Л. Ланг, М.Х. Мескон, К. О'Делл, С. О'Доннел, Т. Питере, Р. Уотермен, Ф. Хедоури, Д. Френсис и другие) указывают на то, что менеджеру необходимы специальные знания в области теории и прикладных вопросов организации управления, то есть необходимо знание основ менеджмента. Основная задача подготовки менеджеров -овладение «умениями и навыками, требующимися для реализации целей организаций».
В развитых странах в условиях производственно-хозяйственной деятельности и обострения конкурентной борьбы на рынке большое значение уделяют подготовке менеджеров. Так, например, в США недипломированных руководителей крупных фирм практически нет, а большинство из них имеют степень магистра. Таким образом, во главе большинства предприятий стоят профессиональные управляющие. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отмечают, что для успешной подготовки менеджеров «нужны тщательный анализ и планирование». Анализируя работу менеджера, руководство должно определить какими способностями и навыками должен обладать управляющий для выполнения должностных обязанностей. На основе этого планируется его подготовка.
Г. Кунц, С. О'Доннел утверждают, что «для управляющих важно выяснить, во-первых, что они хотят от работников своего подразделения или от дела. Они должны знать, что, выбрав программу развития организации и осуществив ее, они могут получить совершенно новую организационную структуру, характеризующуюся участием всех членов в управлении, децентрализацией, с большими проблемами в управлении, с плохо увязанными друг с другом элементами, где индивидумы и группы заняты в основном определением объема своей собственной работы и своим собственным планированием.
Перейти на страницу: 1 2 3
|