Для многих российских компаний актуальна проблема модернизации производственных технологий, обновления модельного ряда, продвижения продукции на рынке. По оценкам экспертов, доля непрофильных активов в структуре российских компаний составляет более 15%, а у ряда предприятий этот показатель доходит до 50% [40; С.83-89]. Для подъема экономической эффективности крупных предприятий производится их реструктуризация с выведением из их состава непрофильных подразделений: транспортных, ремонтных, строительных, инструментальных и других цехов, включая множество вспомогательных служб. Наиболее востребованными услугами являются: индустриальное питание, профессиональная уборка помещений и территорий, эксплуатация зданий и сооружений. Их функции на условиях аутсорсинга более эффективно могут выполнять ряд сторонних малых специализированных предприятий. В настоящее время аутсорсинг бизнес-процессов
охватывает широкий спектр неосновных функций различных предприятий. Компании стали беспокоиться о том, что это отнимает много времени и ресурсов, и с целью оптимизации деятельности начали привлекать профессионалов по управлению непрофильными активами.
Существуют внешние и внутренние причины выделения непрофильных активов [40; C.83-89]. Внешние причины включают следующие:
переход к специализации;
увеличение капитализации бизнеса;
повышение привлекательности предприятия в глазах инвестора;
выход на международный финансовый рынок;
переход к мировым стандартам менеджмента и аудита.
К внутренним причинам можно отнести:
сложность оценки эффективности подразделений ввиду их большого количества;
отвлечение значительных инвестиций в непрофильные активы;
недостаточная динамика развития непрофильного бизнеса;
высокая себестоимость непрофильной продукции;
низкое качество продукции непрофильных производств.
Почти все бывшие крупные советские промышленные предприятия (объединения) уже осуществили собственную реструктуризацию, выделив из своего состава непрофильные активы - как не связанные с основной деятельностью, так и тесно связанные с основным производством. В настоящее время самыми активными потребителями производственно-хозяйственного аутсорсинга являются крупные предприятия ТЭК, металлургические, химические и транспортные.
Особое место среди отраслей отечественной индустрии занимает химическая промышленность. В условиях рыночных преобразований большое значение для ее будущего развития имеет переход к новым, эффективным формам и методам управления. Интенсивный рост российского рынка создает для современных химических предприятий, проходящих этап переоснащения и выхода на рубежи мировых требований к уровню технологического процесса и качеству продукции, весьма широкие возможности успешной реализации различных видов и форм аутсорсинга. Причем эти предприятия заинтересованы в комплексном обслуживании, поэтому тенденция к предоставлению пакета услуг постепенно проявляется в деятельности все большего количества аутсорсеров [6; C.22].
Так, "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС" выделили свои буровые подразделения в самостоятельные компании "ЛУКОЙЛ-бурение" и "Сибирская Сервисная Компания" соответственно, не оставляя за собой контрольного пакета участия в данных компаниях. "ЛОМО", оборонное предприятие, занимающееся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов. Имело собственный цех печатных плат, который производил на 2 поколения отставшие изделия. "ЛОМО" отказалось от собственного производства печатных плат после того, как проведенный анализ показал, что оборудование имеющегося цеха значительно устарело и требует модернизации. Было решено, что закупать на стороне будет проще и дешевле, чем строить полностью новый цех с новым оборудованием и управлять им.
"Ирбитский мотоциклетный завод" продал кузнечный и автоматный цеха. Кроме того, произошло сокращение цеха по пошиву обивки сидений мотоциклов. На рынке такие изделия закупать дешевле, чем производить самостоятельно.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|