Методическое обеспечение экспериментальной работы

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда - как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что это все - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стоимость сложившегося стереотипа оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка может быть и заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Методика измерения ценностных ориентаций М. Рокича

М. Рокич различает два класса ценностей:

­ терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

­ инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности - средства.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Инструкция: испытуемому предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Список А (терминальные ценности):

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).

. Здоровье (физическое и психическое).

. Интересная работа.

. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

. Наличие хороших и верных друзей.

. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).

10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).

. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).

. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).

. Счастливая семейная жизнь.

. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

Перейти на страницу: 1 2 3