. Руководитель должен постоянно поощрять и направлять ход дискуссии, приобщая к решению творческой задачи всех участников дискуссии.
. На первых этапах (на этапе генерирования идей) никто из участников не имеет права критиковать предложения, выдвинутые идеи, высказывать иронические замечания, т.е. руководитель добивается абсолютного запрета критики.
. В процессе генерирования идей руководитель постоянно поощряет и направляет ход дискуссии, побуждает участников игры к поиску аналогий, объединению или, наоборот, разъединению элементов, интенсификации или, наоборот, замедлению процесса, поиску все новых функций объекта и т.д.
. На этапе критики идей любая форма их защиты запрещена. Автор высказанной идеи должен и сам высказать свое мнение о ее недостатках.
. На заключительных этапах дискуссии критика вновь запрещена, высказываются лишь предложения в пользу конкретизации, развития наиболее оригинальной идеи, предложения по ее практической осуществимости.
. Общий итог, анализ выдвинутых идей, обобщение критических замечаний подводит руководитель.
Метод эвристических вопросов
Метод эвристических вопросов целесообразо применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею решения, правильного ответа.
Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:
. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.
. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадчи).
. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности).
Правила метода эвристических вопросов
1. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения задачи.
. В вопросах должна быть минимальная информация.
. При постановке серии вопросов:
а) постоянно снижайте уровень проблемности задач;
б) необходимо, чтобы они были логически взаимосвязаны;
в) интересно поставлены;
г) стимулировали как логические, так и интуитивные процессы мышления;
д) каждый следующий вопрос давал бы новый, неожиданный взгляд на задачу;
е) разбивайте задачу на подзадачи, этапы.
Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логическую схему решения творческих задач.
Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особенно оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
Метод эмпатии (метод личной аналогии)
Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления.
Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписываются чувства, эмоции самого человека; человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте. Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии - это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе “вживания” в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.
Перейти на страницу: 1 2 3
|