менеджер профессиональный некомпетентность работник
Мы часто говорим, что истина рождается в споре. Но истина может и погибнуть в споре под обломками “личных” мнений, взаимных оскорблений и обид.
Поэтому менеджеру - современному руководителю в процессе обсуждения производственных, да и любых других проблем необходимо овладевать искусством ведения споров, дискуссий, чтобы направлять их в конструктивное, творческое русло.
Споры, дискуссии все более активно входят в жизнедеятельность наших коллективов. Коллектив, где существует единственно верное мнение - мнение его руководителя, рано или поздно приходит к застою. Как бы ни был талантлив руководитель, но если он не владеет искусством спора, ведения полемики и дискуссии, то он либо идет на поводу у коллектива, либо становится его узурпатором. Не случайно на страницах газет и журналов мы все чаще стали читать статьи с характерными названиями: “Овладевайте искусством спора!”, “Уважайте мнение меньшинства”.
Поиск истины требует, как известно, сопоставления различных точек зрения, обсуждения и активной дискуссии всех заинтересованных сторон.
Дискуссия - это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью коллективного поиска правильного, доказательного решения.
Дискуссия позволяет активно формировать у ее участников умения сопоставлять различные подходы, точки зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, свой взгляд, убеждения, видение на способы, средства решения того или иного вопроса, проблемы.
Современный руководитель должен не бояться дискуссий, активной полемики, споров и борьбы мнений, так как истина выявляется не в декларациях, а в доказательном, аргументированном обосновании своей точки зрения, своей позиции.
Правила ведения дискуссий
- Не допускайте логическое доказательство заменять ссылкой на авторитетное мнение.
В процессе дискуссии необходимо четко очертить круг обсуждаемых вопросов, перечень и последовательность решаемых проблем.
Хорошими стимулами процесса дискуссии являются реплики: “это интересная мысль”, “давайте коллективно подумаем”, “так ли я вас понял?”.
Выслушайте все аргументы и контраргументы.
Не спешите обобщать, делать выводы.
Опровергая, не переходите на личностное обвинение и тем более “не вешайте ярлыков”.
Помните, в дискуссии побеждает более хладнокровный спорщик силой своих аргументов, а не эмоций.
Аргументируя, опирайтесь на законы логики.
Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна опираться на одно и то же определенное по объему содержание.
Истинность тезиса может быть косвенно доказана путем опровержения противоположного.
Если одно суждение что-то утверждает, то другое отрицает все остальное, т.е. третьего суждения не дано.
Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана практикой.
Правила ведения спора
. Не бойтесь усомниться в правоте собственной точки зрения. “Усомниться в самом себе - высокое искусство и сила” (Фейербах).
. Чтобы понять своего оппонента, нужно хотя бы временно мысленно встать на его сторону, проанализировать проблему и способы ее решения с его точки зрения, т.е. применить так называемый “принцип сочувствия”.
. Беседуя, обсуждая, споря, ищите истину, а не навязывайте свою точку зрения и тем более не поучайте.
. Споря, избегайте монолога, следите за аргументами оппонента, т.е. того, с кем спорите и ради чего спорите.
. Споря, правильно поставьте цель, четко определите предмет спора, уточните смысл ведущих понятий, которыми оперирует оппонент, следите за доказательностью суждений.
. Учитесь правильно задавать вопрос своему оппоненту, чтобы его ответ высветил его слабые стороны.
. Споря, опирайтесь на факты. Факты - упрямая вещь.
. Избегайте слов “я убежден”, “как считает большинство”.
. Если есть необходимость, то разбейте обсуждаемую проблему на подпроблемы, на ряд взаимосвязанных вопросов.
. Ведите спор не ради спора, а как средство для достижения истины.
В процессе дискуссии, спора нелишне также помнить:
Чем человек менее компетентен и образован, тем чаще он бывает зачинщиком спора.
|