Управленческое решение - сложная по составу категория. Ее содержание образуют следующие составляющие. Первая - плановая. Ее содержание проявляется в том, любое решение - это по сути план будущих действий менеджера и других участников реализации решения. Вторая составляющая - психологическая. Она проявляется в том, что принятие решений - это результат логико-мыслительной деятельности человека. Это волевой акт, требующий напряжения психики, расходования нервной энергии менеджера. Третья составляющая - информационная, принятие решений основано на информационном процессе, состоящем в сборе, обработке, анализе информации и принятие решений - это процесс преобразования исходной информации в информацию реализуемого варианта действий. Четвертая составляющая - юридическая. Она проявляется в том, что содержание решения должно соответствовать определенным нормам, правилам (например, федеральному, региональному, муниципальному законодательствам, уставу организации и др.). И утверждение его должно иметь соответствующую нормативно-правовую основу. Пятая составляющая - организационная. Ее наличие определяется тем, что принятие решений требует выполнения менеджером комплекса организационных действий, направленных на выявление проблем в развитии организации, разработку вариантов решения, его утверждение, выполнение, оценку.
На уровне организации разрабатывается и принимается огромное количество разнообразных управленческих решений. Плюрализм видов решений требует их классификации, то есть объединения решений в группы однородных по какому-либо признаку. Классификация имеет большую научную и практическую значимость. Она позволяет изучить специфику, особенности различных решений, отдельные их свойства и на основе этого выбрать наиболее адекватные, эффективные из них относительно конкретных ситуаций, задач организации. Наиболее распространенные, используемые классификации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Классификация управленческих решений.
Признак классификации |
Виды управленческих решений |
Объект управления |
Производственные, маркетинговые, финансовые, кадровые. |
Сроки действия |
Постоянные (о технике безопасности), длительного действия (должностные инструкции), периодические (ежеквартальные), краткосрочные (диспетчирование), разовые (о премировании). |
Характер учета изменения условий реализации решения. |
Гибкие, жесткие. |
Значимость цели |
Стратегические, тактические, оперативные |
Сфера воздействия |
Глобальные, локальные |
Срок реализации |
Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные |
Прогнозируемые последствия |
Корректируемые, некорректируемые. |
Характер информации |
Детерминированные, вероятностные |
Метод разработки |
Формализованные, неформализованные. |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные, многокритериальные |
Форма принятия |
Индивидуальные (единоличные),групповые (коллегиальные), коллективные. |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные, нетипичные |
Способ фиксации |
Документированные, недокументированные |
Содержание |
Экономические, социальные, организационные, технические, экологические и др. |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|