Анализ политической составляющей необходим для того, чтобы каждая организация имела ясное представление о намерениях органов государственного управления, федерального и регионального уровней, в отношении развития бизнеса и всего общества, о методах, средствах, с помощью которых эти органы намерены реализовать свою политику.
Изучение социальной составляющей макроокружения направлено на выявление характера влияния на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, ценности, разделяемые людьми, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Социальные параметры общества влияют как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Поэтому необходимо серьезно и своевременно отслеживать возможные социальные изменения.
Анализируя влияние макросреды следует учитывать две особенности этого влияния. Во-первых, все составляющие среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. То есть изменения в одной компоненте приводит к тому, что изменяется и другая составляющая макроокружения. Поэтому изучение и анализ должны выполняться системно, то есть не только собственно изменений в отдельной составляющей, но и с учетом того, как эти изменения отразятся на других компонентах. Во-вторых, степень влияния различных составляющих макроокружения на различные организации неодинакова. Например, она неодинакова в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.д. Так, установлено, что крупные организации испытывают большую зависимость, чем малые, мелкие.
Состав микроокружения организации формируется из следующих составляющих: характер покупателей, их фактического и потенциального поведения, характер деятельности поставщиков всех видов ресурсов, характер поведения конкурентов, состояние рынка рабочей силы.
Каждая организация постоянно испытывает воздействие большого количества внешних факторов, прямых и косвенных, макро- и микроокружения. Их влияние взаимозависимо, динамично, неодинаково по интенсивности. Интегральным результатом такого влияния может быть возникновение управленческой (проблемной) ситуации в организации. В теории управления под управленческой (проблемной) ситуацией понимают совокупность (синтез) конкретной проблемы и факторов ее возникновения.
Описание управленческой ситуации содержит две части. Первая - характеристика проблемы (места и времени возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации и т.д.) Вторая - характеристика ситуационных факторов проблемы (внешних и внутренних).
В организациях возникает большое разнообразие управленческих ситуаций. В теории и практике они объединяются в группы однородных по различным признакам (т.е. классифицируются). Например, различаются ситуации по их масштабам - глобальные и локальные, по содержанию - экономические, научно-технические, экологические, социальные и др., по степени сложности - простые, средней сложности, высокой сложности, сверхсложные, по причинам возникновения - внешнефакторные, внутрифакторные, комбинированные и др.
Управленческая ситуация - постоянный атрибут состояния любой организации. Это объясняется постоянным влиянием внешних (и внутренних) факторов на организацию, динамичностью (изменчивостью) этого влияния. Аппарат управления должен своевременно реагировать на возникающие ситуации. Консервация ситуации означает торможение, остановку развития организации.
Перейти на страницу: 1 2 3
|