Планирование и программирование социально-экономического развития государства занимает серьезное место в системе государственного управления развитых стран, является важным этапом в осуществлении государством своей управленческой и регулирующей функции.
Несмотря на это теория стратегического государственного управления до сих пор считается наименее разработанной (по сравнению с муниципальной теорией стратегического управления или коммерческого стратегического менеджмента).
Концептуальная незавершенность теории проявляется не только в отсутствии однозначно интерпретируемого понятия «стратегия», но и в многозначности понятия «стратегическое управление».
Анализируя концепции стратегического менеджмента (школы стратегий) Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпэл в своей книге «Школы стратегий» выделили пять значений термина «стратегия», назвав их «пять «П» стратегий»:
. Стратегия как реальный план, причем план может толковаться двояко:
а) как единство целей и методов их достижения.
б) как совокупность методов достижения целей, но не сами цели;
. Стратегия как план для обмана (нечто декларируется, чтобы спровоцировать конкурента);
. Стратегия как принцип, то есть требование, правило, предписывающее определенные действия в той или иной ситуации, причем эти правила могут осознаваться, а могут и не осознаваться;
. Стратегия как позиция, т.е. стратегия понимается как отношение между организацией и внешней средой (имеется в виду, что организация обладает преимуществами);
. Стратегия как перспектива, которая задается ви
дением, имеющимся у лидера.
Выделенные значения термина «стратегия» фиксируют различные подходы к ее пониманию, в определенной мере - неспособность авторов договориться хотя бы об общем значении этого термина.
Под стратегией региона обычно понимается определение долгосрочных целей и задач развития социальной системы региона и утверждения курса управленческих действий, распределения ресурсов (экономических, финансовых, социальных, образовательных и др.) для достижения этих целей. Формирование стратегии дает ответы на вопросы: какие направления управленческой деятельности необходимо развивать в приоритетном порядке, каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах и какова возможная отдача по выбранным направлениям.
Понятие «стратегическое управление» также нельзя исчерпать каким-то одним их встречающихся в литературе понятий. Стратегическое управление можно определить как разработку и реализацию стратегических планов: либо предприятия, либо территории.
Стратегическое управление включает в себя три последовательных и один сопровождающий процесс.
К числу последовательных процессов, которые можно рассматривать как управленческие функции, относятся следующие:
. Формирование стратегического плана, включающего в себя создание стратегического проекта и программы его осуществления.
. Реализация стратегических планов.
. Контроль за реализацией стратегических планов.
К сопровождающему процессу, который также представляет собой сервисную функцию, относится анализ.
|