Рассматриваемые структуры можно представить в виде организационной (ОСУ) асоциальной (структура аппарата управления) концепций. В каждой из двух концепций указанные понятия определяются по-разному. Определения, относящиеся к организационной концепции, таковы.
Должностные позиции зависят от целей и организационно обеспечивают их достижение.
Должностные позиции определяются с точки зрения задач управления, решение которых направлено на достижение целей.
Отношения между должностными позициями определяются согласно регламента (технологии) решения задач управления и достижения поставленных целей.
Место должностной позиции вытекает из задач управления, имеет рациональную основу и функционально ограничено.
Отношения "вышестоящая должностная позиция - нижестоящая" определяются как связи между задачами управления, предполагая равенство этих позиций.
Подчинение определяется как принятие формального (в соответствии с распределением задач управления) порядка в организации.
К социальной концепции относятся следующие определения.
Должность в структуре аппарата управления является "местом" восприятия, осознания и формирования целей; состав работ должности направлена на достижение целей (коллективных, групповых и индивидуальных).
Человек, занимающий должность, определяется с точки зрения социального положения и квалификации.
Порядок следования должностей определяется как иерархия, т. е. реализуется принцип "начальник - подчиненный".
Власть определяется с точки зрения общественного положения и может распространяться за пределы должностных обязанностей (регламентов).
Отношения "начальник - подчиненный" определяются как личностные, предполагая власть одного человека над другим.
Подчинение определяется как норма поведения индивидуумов.
Как видно из перечисленных определений, главным основанием для разделения организационной структуры управления и структуры аппарата управления является состав структурообразующих элементов и их параметров. Согласно организационной концепции в ОСУ каждая должностная позиция связана с особым видом деятельности - задачей управления, независимо от работника, потенциально или фактически ее занимающего. Должностная позиция создается для обеспечения процесса достижения целей. В основе создания должностной позиции лежит рациональный состав задач управления, предназначенных для достижения целей.
В структуре аппарата управления нет должностей, не связанных с определенной личностью. Только человек обладает способностью воспринимать, осознавать и формировать цели производственной системы, а также организовывать их достижение. Кроме того важнейшим свойством человека является право формировать организационную структуру управления, функционирование которой направлено на достижение целей.
Должность, по логике, не должна порождать задачи управления (за исключением составления различных справок по воле руководителя). Она призвана осуществлять решение задач управления для достижения поставленных целей. Каждая должность характеризуется личностными свойствами человека, особенно его общественным положением и авторитетом. Структура аппарата управления имеет социальное значение системы статуса и авторитета управленческого работника. Взаимодействие различных должностей в структуре определяется как регламентируемые формальные, неформальные отношения подчинения и информирования.
Он определяет цели, не всегда совпадающие с целями системы, а также обладает средствами, с помощью которых он может влиять на достижение целей. Это в равной степени относится и к ОСУ, которую человек приспосабливает к своим интересам, и возможностям по достижению целей (или "удобной" его деятельности). Вследствие этого управленческий персонал может ускорять процесс адаптации ОСУ или оказывать сопротивление этому процессу. Главным критерием для разделения организационной концепции и социальной концепции является то, как они рассматриваются: как системы задач управления или как коллектив управленческих работников, решающих эти задачи.
|