Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
· по степени охвата (общее и частичное),
· содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),
· предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий),
· сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы),
· охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),
· срокам (кратко-, средне-, долгосрочное),
· жесткое и гибкое.
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
· полнота (требуется учесть все),
· детализация (глубина ее определяется целью планирования),
· точность,
· простота и ясность,
· непрерывность,
· эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
· выравнивание при планировании,
· экономичность.
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования [3, с. 66].
Следует четко определить:
· объект планирования (что планируется),
· субъект планирования (кто планирует),
· период (горизонт) планирования (на какой срок),
· средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
· методику планирования (как планировать),
· согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:
· общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы),
· стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала),
· тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала)
· оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).
Основными признаками стратегического планирования являются:
· цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
· носитель идеи планирования - высший менеджмент,
· проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
· горизонт планирования - долгосрочное,
· охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,
· принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (на 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.
При планировании решается множество проблем, основные причины которых [19, с. 103]:
· особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить),
· особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),
· проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),
· проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),
· большое число лиц, участвующих в планировании,
· ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие),
· проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).
По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.
Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются [14, с. 116]:
· потребность в продукции предприятия,
· потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).
Все методы прогнозирования можно разделить на две группы:
|