Явление лидерства, как важной составной части организации управления компанией, уже давно привлекало внимание Коносуке Мацуситы. Он задумывается над тем, за счет чего компаниям удается добиваться конкурентного преимущества на рынках сбыта, как «переигрывать» конкурента, располагающего более значительными ресурсами и потенциальными возможностями.
Первым шагом на пути к достижению многих самых амбициозных целей, поставленных перед своей компанией Коносуке Мацуситой, стал сформулированный им принцип достижения успеха в конкурентной борьбе: предложение должно быть на 30% лучше и на 30% дешевле стандарта. Именно это четко выверенное количественное соотношение - экспериментально найденная грань успеха легло в основу его стратегии прорыва. Оно было определено в процессе долгих проб и ошибок - практического применения принципа обратной связи.
Первый принцип его воззрений на природу отношений между людьми гласит, что в основе человеческой природы лежат добро и ответственность. Согласно такой точке зрения: «Люди могут быть слабы и не способны следовать велениям своей совести, слишком часто они подчиняются пагубным соблазнам, но лишь немногие из них не несут в своей душе добро и не могут подчиняться диктату разума, чтобы контролировать низменные желания». В этом основа доверия Мацуситы к людям, которое он демонстрировал на протяжении всей своей деятельности.
Еще более значительным представляется второй принцип: «Человечество продемонстрировало способность к росту и прогрессу как материальному, так и духовному». Эта точка зрения также поясняется: «Справедливо, что история человечества может быть прочитана, как хроника многочисленных трагедий - войн, жестокостей, преследований, голода и т.д. Но мы продолжали расти и развиваться - как материально, так и духовно. Наука и технология привнесли в нашу жизнь безопасность и комфорт, предоставили нам свободное время для творческого роста». Эта вера в возможности безграничного развития человечества придавала силы, позволяла «замахиваться» на казалось бы недостижимое.
То, что сделано Мацуситой с управленческой точки зрения отнюдь не находится на задворках современного менеджмента. Это самые передовые его позиции, до которых еще расти и современным теориям, и их создателям. Внутренняя корпоративная культура «Мацуситы Электрик» явилась мощным управленческим ресурсом, позволившим компании успешно решать самые сложные и амбициозные задачи, которые перед ней ставились.
В то же время при расширении действующих и возникновении новых производств и представительств, в особенности за пределами Японии, распространение на них корпоративной культуры «Мацуситы Электрик» стало довольно непростой задачей. Как правило, решение ее доверялось лишь кадровым работникам - носителям основных принципов этой корпоративной культуры.
Коносуке Мацусита, не получивший специального образования в области менеджмента, не имевший даже законченного школьного образования (не полные четыре класса), сумел не только подняться до самых передовых управленческих технологий. Он сумел обогатить их собственным весьма успешным опытом ведения бизнеса. И за этим мы тоже видим истоки его мировоззренческих взглядов: «У людей есть возможность выбора». Человек должен сам принимать решения, определяющую его собственную судьбу: «Я считаю, что люди являются свободными личностями, ответственными за свою судьбу. Они имеют выбор … Один путь ведет к миру и счастью, другой толкает нас к хаосу и саморазрушению».
Перейти на страницу: 1 2 3
|