Цель кадровой службы - максимально эффективно удовлетворить запросы современного работодателя (предпринимателя, бизнесмена) и ищущего дополнительные возможности для самореализации специалиста.
Прежде, на начальном этапе развития в 20-м веке, задачи управления персоналом и деятельности соответствующих служб сводились к исключительно техническим функциям: поиску работников для заполнения вакансий, регистрации движения кадров, в отдельных случаях организации обучения и повышения квалификации.
Сегодня задачами служб управления персоналом являются:
ü участие в формировании стратегии предпринимательства и организационных изменений;
ü оказание помощи руководителям подразделений в деле создания благоприятного морально-психологического климата, предотвращения или улаживания конфликтов и т.п.;
ü участие в формировании и реализации политики социального партнерства;
ü развитие персонала организация переобучения, повышения квалификации и профессионального роста); стимулирование творческой активности, создание условий для эффективного использования знаний и опыта;
ü совершенствование системы оплаты труда и мотивации;
ü создание благоприятных условий труда для всех категорий персонала, поиск путей снижения травматизма;
ü совершенствование методов оценки;
ü учет персонала;
ü прогнозирование и планирование потребности в кадрах;
ü организация их набора, отбора, подготовки, переподготовки, перемещения, увольнения работников;
ü изучение и оценка кадров руководителей, специалистов и представление рекомендаций по замещению ими вакантных должностей;
ü формирование кадрового резерва и работа с ним по специальным программам;
ü участие в аттестации персонала и мероприятиях по ее итогам;
ü сбор и обработка информации о рынках труда;
ü управление расходами на персонал;
ü правовое регулирование трудовых отношение;
ü организация рабочих мест;
ü комплектование трудовых коллективов с учетом психофизиологической совместимости;
ü улучшение технологической и трудовой дисциплины;
ü обеспечение оптимального распорядка дня, графиков работы, отпусков;
ü совершенствование организационной культуры;
ü формирование оптимального управленческого аппарата, определение перспективной и текущей потребности в менеджерах.
Во многих странах мира в последнее десятилетие серьезно пересматриваются значение кадровых служб, их функции. Кадровые службы приобретают новые функции под воздействием таких факторов, как рыночные отношения, частная собственность, постоянная инфляция, быстро меняющееся законодательство, смена ценностных ориентации людей. [12]
В специальной литературе обычно называют следующие основные функции кадровой службы среднего и крупного предприятия:
. обеспечение кадрами: определение потребности в кадрах, поиск специалистов, заключение контрактов, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, прекращение контрактов, перемещение кадров;
. подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
. оформление трудовых правоотношений;
. новая функция для отделов кадров - организация оплаты труда, подразумевающая аттестацию рабочих мест, определение структуры оплаты труда и структуры льгот, системы показателей труда, анализ рынка труда;
. выявление социальной напряженности в коллективе и снятие ее;
. развитие отношений с органами рабочего самоуправления;
. координация работы по стабилизации условий труда и соблюдению техники безопасности;
. обеспечение каждой службы организации квалифицированными кадрами.
Структура кадровой службы определяется ее функциями и задачами, но не наоборот.
Тем не менее, в настоящее время на российских предприятиях выделяются основные 7 функций кадровой службы, которые схематично можно представить следующим образом:
Рис. 3 Функции кадровой службы
Итак, современная кадровая служба - сбалансированная, комплексная структурная единица, нацеленная на:
ü качественный отбор и подбор персонала;
ü грамотный (в соответствии с законодательством) наем;
ü эффективное использование и развитие «человеческих ресурсов»;
Таким образом, роль кадровых служб не только возрастает, меняется и содержание их деятельности. Необходим повсеместный переход от кадровой работы в ее старом понимании к комплексной системе управления персоналом на предприятии. [16, с 134]
Для того, чтобы успешно развиваться, организация должна управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, т.е. создать, использовать и совершенствовать особые методы, процедуры, программы организации этих процессов.
Методы, процедуры и программы организации подбора, обучения, оценки и вознаграждения персонала представляют собой системы управления человеческими ресурсами. Традиционно выделяют четыре такие системы, соответствующие основным функциям управления человеческими ресурсами - подбор персонала, обучение и развитие персонала, оценка персонала и вознаграждение персонала.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|