коммуникация менеджмент информационный
Рассмотрим как происходит обмен информацией. Движение информации
от отправителя к получателю состоит из нескольких этапов:
1) отбор;
2) кодирование, то есть обеспечение в ту форму, в которой она будет доступна и понята получателю;
3) передача (по возможности несколькими способами);
4) приём, расшифровка и осмысление.
Отправитель информации всегда ждёт, чтобы её получатель направил ему сигнал, которым бы подтверждал факт получения сообщения и степень его понимания или непонимания, иными словами, установил бы обратную связь.
Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надёжность обмена информацией и хотя бы частично избежать её потерь, помех, искажающих смысл сообщений.
Восприятие информации представляет собой активную полусознательную деятельность по её приёму, переработке, осмыслению и интерпретации, во многом определяющую отношение человека к ней.
На восприятие информации влияют:
1) ситуация,
в которой она поступает. В благоприятной информация воспринимается, как правило, лучше, чем того заслуживает; в неблагоприятной, наоборот, хуже. Это правило не распространяется на неординарные сведения;
2) глубина видения ситуации.
Много знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к информации и более трезво оценивает её, чем тот, чей кругозор ограничен;
3) личностные и социальные характеристики отправителя. Если они негативны, к информации обычно относятся настороженно;
4) стереотипы,
то есть стандартные наборы упрощённых представлений о сложных явлениях и процессах окружающей действительности, с которыми человеку ещё не приходилось сталкиваться. Однако, облегчая ориентацию в них и снимая неопределённость ситуации, стереотипы искажаются реальность и могут служить основной формирования новых (имеющаяся информация обычно определяет усвоение новой);
5) Психологические эффекты, основными из которых являются:
· перенос - некритическое распространение оценки одной информации на другую;
· обобщение оценки одной части информации на всю информацию в целом;
· первое впечатление, которое обычно бывает более благоприятным и запоминающимся;
· идеализация - гиперболизация положительных характеристик информации;
· контраст - восприятие только наиболее ярких и заметных элементов информации по сравнению с другими, отодвигаемыми на второй план;
· ожидание, в результате которого люди часто принимают желаемую информацию за действительную. Ожидание часто «подогревается» предварительной информацией, которую можно незаметно и целенаправленно «подбрасывать»;
· порядок - придание при противоречивой информации большего веса сообщениям, полученным в первую очередь;
· опережение - более прочное усвоение сведений, получаемых непосредственно перед общением, и пр.;
6) предрассудки, то есть оценки, сложившиеся до знакомства с объектом и информации. Предрассудки имеют более массовый характер и свойственны в основном малообразованным людям;
7) отсутствие интереса,
чему причинами бывают неубедительность доводов, отсутствие призыва к конкретным действиям, сведений о выгодах, которые сулит должное отношение к ней, и потерях, связанных с её игнорированием;
8) различное понимание символов, с помощью которых информация передаётся. Они вызываются различиями в образовании, квалификации, национальными особенностями, слабым знанием языка и пр.;
9) физическое или психологическое состояние получателя:
усталость, слабая память, рассеянность или, наоборот, импульсивность, излишняя эмоциональность, нетерпеливость, не позволяющие сосредоточиться;
|