Методология тренинга в стиле коучинг. Технология, механизмы, инструменты

В последнее время профессиональный коучинг получил широкое распространение в деловом сообществе. Теперь этот метод уже не рассматривается как вспомогательное средство для некоторых менеджеров. На сегодняшний день консультирование в стиле коучинг - это самый эффективный метод работы с людьми, который внедряется в менеджмент для повышения эффективности и результативности бизнеса. Коучинг превратился в важный инструмент управления поведением сотрудников организации, который позволит решить следующие задачи:

· максимально эффективно использовать трудовой потенциал сотрудников;

· создать творческую атмосферу в коллективе;

· поощрить инициативу сотрудников;

· определить и развить лидеров в коллективе;

· создать здоровую корпоративную культуру;

· мотивировать персонал нематериальными стимулами;

· организовать систему развития персонала;

· создать условия для обучающейся организации.

Ужесточение конкуренции требует постоянной интенсификации работы и в тоже время чуткого отношения к персоналу.

Еще несколько лет назад в России, имевшей огромный рынок рабочей силы и ограниченный выбор хороших рабочих мест, преобладало два стиля управления персоналом. Первый американский стиль - кнута и пряника. Если работаешь хорошо, получишь премию, если плохо - уходи, найдут другого специалиста, работников на рынке много. Второй стиль семейный. Руководитель, чаще всего в маленькой фирме, исполнял роль родителя, заботящегося о подчиненных, а сотрудники для него - «дети», которые не могут уйти из фирмы или сделать что-то плохое, чтобы не обидеть «родителя-благодетеля». Сейчас ситуация на рынке труда меняется. Квалифицированных работников найти все сложнее и сложнее. Дефицит профессиональных кадров - уже объективная ситуация в России. Метод кнута и пряника на персонал высокого уровня не действует. Вместе с тем, руководители понимают, что им нужно все больше и больше опытных работников, а зарплату бесконечно повышать они не могут. Тогда-то и обращаются к управлению в стиле доверия.

При последовательном применении коучинга как метода коммуникаций по всем подразделениям компании культура управления, не сразу, но будет меняться в сторону достижения актуальных для компании целей на каждом этапе ее развития, Для коучинга характерно не прямое руководство, а отказ от части контролирующих функций в пользу влияния и поддержки руководителя. В большинстве российских компаний все еще сохраняется административный стиль управления. Это скрывает инициативу персонала.

Коуч достигает прогресса при помощи специальной техники бесед, вопросов, постановки задач. Задача коучинга - опираясь на выстроенную в компании общую систему мотивации персонала, перейти на индивидуальный уровень, на уровень отдельной личности.

Служащие под руководством коуч-менеджера уверены в своих силах и работают с большим интересом и высокой отдачей. Секрет здесь кроется в том, что менеджер при помощи вопросов или другим путем выясняет у подчиненных, какие их личные цели совпадают с целями фирмы, и, следовательно, могут быть направлены на благо бизнеса. Чаще всего материальная составляющая отходит на второй план, если человеку предлагают славу, социальное признание или просто чувство удовлетворения своей жизнью. Повышение эффективности - главное, для чего существует коучинг.

В коуч-менеджмете действуют четыре пары процессов.

Объединение целей организации и менеджера, а также менеджера и сотрудника. Коуч-менеджер ставит своей задачей понять, какой результат должен быть получен в результате поставленной руководством задачи и зачем это нужно именно сейчас не только организации, но и для самого менеджера и тех его подчиненных, которые будут решать задачу. У каждого из них есть свои личные цели. Личный коучинг с ними должен установить, каким образом, выполняя задачу компании, они будут решать и какую-то из своих задач.

Ответ на вопрос «какие результаты?» даст четкие критерии для оценки результата, контроля и самоконтроля работы сотрудников.

Ответ на вопрос «зачем нужно сейчас?» и сшивка целей создадут мотивацию и энергию, необходимые для активности, даже в условиях трудностей движения к цели.

Осознание реальности и принятие ответственности. Коуч-менеджер обязан совместить решение двух задач: обеспечение эффективности решения конкретной задачи и взятие каждым сотрудником на себя ответственности за результат своей работы и успех группы. Коуч-менеджер стимулирует генерацию идей о возможностях, путях решения задачи, достижения цели и помогает своим сотрудникам выбрать из них оптимальные.

Результат и процесс. Коуч-менеджер организует рабочие беседы и совещания, задавая сотрудникам вопросы, необходимые для анализа ситуации, имеющихся ресурсов, препятствий и возможных шагов. При этом он не переносит на сотрудников свое видение текущей ситуации, давая (в самом крайнем случае) только общие уточняющие указания. Итогом встреч является бизнес-план с конкретными шагами, намеченными на установленные сроки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5