2. Самоорганизующиеся характеризуются заданием самых общих рамок действий, а основное внимание уделяется рефлексии происходящего «здесь и теперь». Тренер чаще всего выступает фасилитатором процессов, содействует включению в интенсивную работу всех участников тренинга. Невписывание в рамки кого-либо из участников может стать поводом для совместного поиска решения для возникающей в группе проблемной ситуации. Тренинги данного типа более чувствительны к особенностям участников и эффективны при диагностике, при поиске способов коррекции для конкретного случая, когда необходим учет индивидуальных особенностей участников. Как правило, результативность данного типа тренингов в значительной степени зависит от мастерства ведущего, который зачастую в ситуации «здесь и теперь» порождает технику, упражнение и т.п.
Характерны для тренингов командообразования, инновационных, креативных, личностного роста и т.п. Их основным недостатком может быть неформализуемость результата, зависание в процессе, негарантируемость достижения цели, трудности в оценке достижений. Образ - «Неожиданные повороты»
3. Модульные предполагают существование большого набора стандартизированных упражнений, которые предлагаются участникам в зависимости от анализа ситуации, пожеланий участников, выявленных потребностей, уровня подготовки и т.п. Сочетают достоинства двух предыдущих типов. Характеризуются достаточно высокой степенью управляемости, в отличие от самоорганизующихся тренингов, и более высокой гибкостью и чувствительностью к уникальности складывающейся ситуации, чем процедурные. Они позволяют подбирать наиболее эффективные упражнения и процессы организации группового взаимодействия, направленные на достижения поставленной цели в конкретной ситуации. Предъявляют высокие требования к тренеру, поскольку он обязан быть хорошим диагностом и должен сочетать фасилитаторские способности со способностью жесткого управления, уметь гибко переключаться с одного типа действия на другой. Образ -«Конструктор».
Общая модель всех приведенных типов тренингов - цикл «Рассказ-Демонстрация-Тренировка».
Обычные тренинги хороши и необходимы там, где человеку для достижения определенных результатов нужны конкретные навыки. Тренинги отличаются малым количеством теории и практической наработкой конкретных навыков в условиях, схожих с реальностью. Некоторый «минус» тренингов заключается в том, что отработка навыков не дает универсальных решений любых жизненных ситуаций, а дает, в первую очередь, ограниченный набор шаблонов.
В коуч-тренинге обучение сочетается с анализом реально существующих проблем компании и собственного рабочего опыта участников по тематике тренинга. Ввод теоретической информации со стороны коуча минимален. При таком обучении помимо освоения теоретического материала, особенно эффективно усваиваемого в силу очевидности его применимости, участники в результате тренинга получают решение актуальной управленческой задачи. Отличие такого тренинга от обычного, направленного на усвоение известного, состоит в ярко выраженном инновационном характере, влияющем на результативность всей деятельности, В таком тренинге не возникает вопроса, «куда девать полученные знания», Коуч-тренинг отличается тем, что клиент строит работу, исходя их своей цели, из всей ситуации в целом, нарабатывая те навыки и умения, которые необходимы только ему для решения собственной, имеющей личную значимость, задачи.
Этот тип тренингов оптимальным образом сочетает теоретические знания и применимость их на практике, вплоть до получения в результате тренинга проектных предложений по совершенствованию реально существующей деятельности, составлению плана действий, выявления ответственных за его выполнение и необходимых мотивационных предприятий для успешного внедрения инноваций.
Главное отличие коучинговой модели тренинга от обычного фасилитационного процесса - ориентация на заранее оговоренный результат. Например, увеличение объема продаж на 33% в течение следующих трех месяцев. В результате трех-пятидневнего коуч-тренинга будет создан рабочий проект по достижению этой цели. Определятся люди, которые возьмут на себя ответственность за ее достижение, а через заявленные три месяца запланированное будет достигнуто.
Все люди разные. Человек лучше всего усваивает именно то, что находится в зоне его понимания, когда овладение новым требует усилий посильной тяжести. Поскольку коуч более близок к фасилитатору, чем к наставнику, он так организует групповой процесс, что каждый из участников определяет для себя необходимый вектор, величину и скорость изменений. А это положительно сказывается на групповом развитии в целом.
Интенсивный краткосрочный коуч-тренинг максимально эффективен в ситуациях, когда требуется достаточно быстро изменить ситуацию, в которой существующего уровня подготовленности персонала уже недостаточно. При этом нужно обучить персонал, выработать необходимые для успешной деятельности навыки. И все - без отрыва от производства, применяя полученные знания и умения к разрешению реальных проблем и достижению целей организации.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|