Система управления маркетингом на предприятии

Таким образом, первоначально при разработке политики маркетинга фирмы ориентировались главным образом на получение прибыли. С течением времени акцент переносится на удовлетворение покупательских потребностей, результатом чего явилась концепция маркетинга. В настоящее время в процессе принятия решений учитываются также и интересы общества. Сочетание всех трех указанных факторов и характеризует концепцию социально-этичного маркетинга, результатом принятия которой может быть значительный рост продаж и доходов.

В настоящее время в большинстве российских компаний уже существуют подразделения, выполняющие функционал маркетинга. Нередко в основе их работы лежит западная или прозападная модель деятельности. Однако не всегда эффективность или желаемый результат функционирования подобных отделов соответствуют ожиданиям руководителей и владельцев предприятий.

Для построения службы маркетинга используются следующие типы организационных структур или их комбинации:

- функционально-продуктовый,

- функционально-рыночный,

- продуктово-рыночный,

- продуктово-функционально-рыночный.

Основные достоинства и недостатки организационных структур служб маркетинга приведены в таблице 1.

Функциональная организация маркетинга наиболее проста. Специализация, четкое разграничение компетенции, стандартизация управленческих процессов определяют высокую эффективность этой организационной структуры. Однако ее результативность обычно снижается по мере расширения ассортимента и увеличения числа рынков сбыта. Существующие проблемы: трудности координации; необходимость передачи решения задач, выходящих за пределы компетенции, высшему звену; недостаток мотивации у сотрудников из-за непонимания конечной цели.

Продуктовая (товарная) организационная структура характеризуется тем, что управляющий имеет возможность координировать и контролировать всю работу по продукту (группе, семейству товаров), хорошо зная его рыночные возможности. Недостатки: высокая возможность конфликтов при нечетком разделении полномочий, реализация продукта функциональными менеджерами.

Таблица 1. Достоинства и недостатки организационных структур службы маркетинга

Достоинства

Недостатки

I. Функциональная организация

Простота управления

Снижение качества работы при расширении номенклатуры товаров

Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника

Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности фирмы

Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста их профессиональной подготовленности

Конкуренция между отдельными функциональными участниками - борьба за частный, а не общефирменный интерес

Конкуренция между отдельными участниками как стимул роста эффективности работы

II. Товарная организация

Полный маркетинг каждого товара

Широкий круг обязанностей одного сотрудника, затрудняющий рост квалификации

Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару

Наличие дублирующих друг друга (в функциональном смысле) подразделений

III. Рыночная организация

Лучшая координация служб при выходе на рынок

Сложная структура

Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок

Низкая степень специализации работы отделов

Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики

Дублирование функций Плохое знание товарной номенклатуры

Отсутствие гибкости

IV. Товарно-рыночная организация

Лучшая организация работы при выходе на рынок

Наиболее высокая себестоимость содержания службы

Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок

Возможность конфликта при неоднозначном решении вопросов по одному и тому же рынку различными службами (пересечение результатов маркетинга)

Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики

Достаточно полное знание товара

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7