В современной теории менеджмента под организационной проблемой понимается ситуация, которая характеризуется противоречием, несоответствием, разрывом между тем, что имеет место в настоящее время в действительности и тем, что должно или может иметь место. Другими словами, проблему можно определить как несоответствие между существующим и должным, существующим и возможным, между целями и результатами деятельности организации. Диагностика проблемы - это процесс выявления и дифференциации существующих проблем, выделения из их числа приоритетной, “стартовой” (принцип главного звена), отделения сущности проблемы от ее проявлений, причин от следствий. Специалисты используют при этом такие методы как позиционный анализ (выявление различий в представлениях разных людей или подразделений об организационных проблемах), игротехнику “исследование действием”, “диагностические интервью” с ключевыми фигурами организации и т.д. Диагностика проблемы может быть общей и частной. Первая имеет своей целью выявление проблемного поля, т.е. общей системы проблем диагностируемого объекта, которые затем структурируются по степени важности с выделением ключевой, “стартовой” проблемы. Затем наступает очередь частной диагностики - детального анализа “стартовой” проблемы в целях нахождения оптимальных путей и способов ее разрешения. Организационные проблемы (разрыв между тем, что есть в организации и тем, что в ней должно быть) наиболее часто возникают при следующих условиях.
1. Организационные цели не претерпевают изменений, остаются постоянными, а деятельность же людей по их достижению в силу тех или иных причин оказывается неадекватной, неспособной привести к реализации намеченных ранее целей. Такая ситуация характеризует наличие приоритетной, «стартовой» проблемы в процессе и механизмах реализации целей.
2. Деятельность людей является адекватной ранее поставленной цели, но в силу определенных причин возникает потребность изменения этой цели. Потребность в новой цели приходит в противоречие с существующей стратегией и политикой организации. В результате возникает проблема определения и утверждения новых целей деятельности организации. Организационная проблема характеризуется несколькими основными сущностными чертами. Во-первых, проблема проявляется в ситуации затруднения в развитии объекта управления, требующая разрешения. Проблема - это всегда определенное препятствие на пути достижения организационной цели. Это препятствие, которое должно быть преодолено. Можно сказать, что преодоление препятствий в развитии организаций - одна из главных профессиональных обязанностей управленца. Во-вторых, проблема - это не только источник трудностей, но и источник благоприятных возможностей для развития организации. Наличие проблемы, присутствие препятствий на пути достижения организационной цели побуждает руководителей и персонал искать и находить пути преодоления трудностей и решения проблем, стимулируя тем самым процессы необходимых организационных изменений. В-третьих, в проблеме, ее определении всегда присутствует субъективная оценка. Конкретная ситуация воспринимается человеком как проблема только в том случае, когда он считает, что она, эта ситуация, не совпадает с той, которая должна, с его точки зрения, иметь место. То, что является проблемой для одной компании, может приносить радость ее конкурентам. Ситуация, являющаяся проблемой для руководителя отдела маркетинга, может не вызывать никаких эмоций у руководителя бухгалтерии, если между ними нет взаимозависимости и взаимозаинтересованности, (11, с. 2-3).
На сегодняшний день в компании «Гармония» существует ряд организационных проблем, связанных с работой с федеральной и региональной сетью. Для определения организационных проблем компании мной было проведено структурированное интервью с использованием методов экспертной оценки. В интервью участвовали: директор ООО ПКФ Гармония - Кузовенков С.П., начальник отдела корпоративного обучения - Степаненко П.А., начальник VIP отдела - Пузанков К.А., начальник службы безопасности - Платыгин П.М., менеджер алкогольного направления ООО Олсон - Голубев А.С., тренинг - менеджеры ООО ПКФ Гармония - Пушкин А.В., и Наумов Н.Г., торговые представители по работе с ключевыми клиентами - Платонов М.С., Лысюра В.Н., менеджер отдела развития - Буханов И.В.
|