Под стратегией организации понимают набор правил, которыми она должна руководствоваться при принятии управленческих решений. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения. Иными словами стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии - перевести организацию из настоящего состояния в желаемое будущее состояние. Для обеспечения конкурентоспособности организации в длительной перспективе действия руководителей сегодня не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде на основе их предвидения. Поэтому современный подход к стратегическому планированию предполагает анализ тенденций, опасностей, возможностей и чрезвычайных ситуаций, которые характеризуют внешнее окружение предприятия, а также стратегический потенциал и конкурентную позицию организации. На основе проведенного анализа разрабатывается стратегия развития организации. Современное понятие
стратегии- это долгосрочное качественно- определенное направление развития организации по достижению целей, включающее сферу, средства и формы деятельности организации, ее позицию во внешнем окружении и систему взаимоотношений внутри организации. Стратегия должна давать ответ на вопрос, каким способом и при помощи, каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях быстро изменяющегося конкурентного окружения.
Стратегическое управление
- это процесс последовательных действий по разработке и реализации стратегии развития организации. Он включает разработку видения и миссии организации, постановку целей и анализ внешнего окружения, анализ внутренней среды и уточнение миссии и целей, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии, реализация стратегии и контроль стратегических изменений. Конечными продуктами стратегического управления являются конкурентная позиция, занимаемая организацией, и ее стратегический потенциал, которые должны соответствовать выбранному видению и миссии. Конкурентная позиция определяется долей организации в отрасли, финансовым положением, возможностями производимого продукта, уровнем деловых связей. Стратегический потенциал организации включает ресурсы и финансовые возможности, возможности технологии, оборудования и производства, квалификацию персонала и управление, их способность адекватно реагировать на внешние изменения, возможности организационной структуры и культуры, (19, с. 1-3).
Для оптимального выбора конкретной стратегии, предлагаю рассмотреть пять различных типов конкурентных стратегий, приведенных в таблице 2.10.
1. Стратегия оптимальных издержек.
2. Стратегия широкой дифференциации.
. Сфокусированная стратегия дифференциации.
. Сфокусированная стратегия низких издержек.
. Стратегия лидерства по издержкам.
Таблица 2.10
Отличительные черты основных конкурентных стратегий
Характеристика |
Лидерство по издержкам |
Широкая дифференциация |
Оптимальные издержки |
Сфокусированные низкие издержки и дифференциация |
Стратегическая цель |
Ориентация на весь рынок |
Ориентация на весь рынок |
Понимающий ценности покупатель |
Узкая рыночная ниша, где покупательские ценности сильно отличаются от других |
Основа конкурентного преимущества |
Издержки производства ниже, чем у конкурентов |
Способность предлагать покупателю что-то отличное от конкурентов |
Предоставление покупателям большой ценности за их деньги |
Низкие издержки в обслуживаемой нише, или способность предложить уникальный продукт |
Ассортиментный набор |
Качественный базовый продукт, без излишеств |
Много разновидностей товаров, широкий выбор, акцент на возможности выбора, среди различных характеристик товара |
Характеристики товара от хороших до превосходных, от присущих ему качеств до особых |
Удовлетворение особых нужд целевого сегмента |
Производство |
Постоянный поиск путей снижения издержек без потери качества и ухудшения основных характеристик товара |
Нахождение путей, по созданию ценностей для покупателей, стремление к созданию превосходного товара |
Внедрение особых качеств и характеристик, при низких издержках |
Производство уникального товара, полностью удовлетворяющего потребности выбранной ниши |
Маркетинг |
Выделение тех характеристик товара, которые ведут к снижению издержек |
Создание таких качеств товара, за которые покупатель готов и будет платить. Повышенная цена, покрывающая издержки на дифференциацию |
Предложение товаров, аналогичных товарам конкурентов, по более низким ценам |
Увязка сфокусированных уникальных возможностей, с удовлетворением специфическим требованиям покупателей |
Поддержка стратегии |
Разумные цены, хорошая ценность |
Создание различий характеристик товара. Концентрация на нескольких ключевых отличительных чертах, их усиление, создание репутации товара |
Индивидуальное управление снижением издержек, и одновременно повышением качества продукта |
Поддержка уровня облуживания ниши выше, чем у конкурентов. Не идти в другие сегменты, и не добавлять новые продукты, с целью повышения присутствия на рынке |
|