Для повышения эффективности управленческой деятельности предприятие должно стремиться к созданию оптимальной организационной структуры, используя приемы и способы, разработанные на научной основе. Актуальность выбора эффективной структуры управления объясняется тем, что для продуктивной работы компании и своевременного реагирования на постоянные изменения внешних и внутренних факторов ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая структура, способная видоизменяться и модернизироваться. Оптимальной будет та организационная структура, которая способствует максимальному достижению целей предприятия посредством рационального использования имеющихся ресурсов в сложившейся ситуации, возникающей как следствие воздействия комплекса внешних и внутренних факторов.
Главной характерной чертой новой системы управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой деятельности персонала. Децентрализация, сокращение уровней управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов должны стать основными направлениями изменений в процессе управления организацией.
Основные тенденции развития организации
Тенденция |
Характеристика |
Развитие интегрированных операционных систем |
Гибкое производство, минимум запасов, снижение размеров предприятий |
Развитие организационных структур |
Дивизионные структуры, сетевые структуры, малые группы, стратегические центры прибыли |
Развитие систем управления качеством |
Бездефектная работа, активизация персонала, партнерство с поставщиками, самоконтроль |
Развитие систем стимулирования |
Участие в прибылях, развитие нематериального стимулирования |
Стабилизация состава работников |
Переквалификация, самостоятельность работников, улучшение состава работников |
Развитие систем управления качеством |
Рабочие группы и комитеты, демократизация управления |
Новые требования к построению к построению организации:
ориентация на предвидение (работники должны четко представлять цель, на достижение которой они могут сосредоточить усилия);
интеграция и перекрещивание функций (организация будущего должна иметь форму матрицы, поскольку ни одно важное решение не сможет приниматься, если не будет предусматривать интеграцию и координацию целого ряда функций);
распространение информационных технологий (фирма зависит от использования современных информационных технологий в интересах повышения эффективности операций и принимаемых решений, достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке);
ориентация на акционера (компания не должна функционировать как замкнутая организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей, необходимо уделять внимание акционерам компании и учитывать интересы других держателей капитала);
гибкость и адаптивность (организации необходимо быстро адаптироваться к изменениям отраслевых рынков и внешней среды);
ведущая роль клиента (организации нужно основывать свои системы поощрений и компенсаций исходя из уровня удовлетворения потребностей клиентов, поскольку рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов являются ключевыми факторами);
ориентация на создание добавленной стоимости и качество работы (для обеспечения конкурентоспособности деятельность организации должна обеспечивать создание добавленной стоимости);
ускорение выхода продукции (цикл жизни продукта должен быть короче для большинства товаров и услуг, т. к. конкуренция, основанная на времени, является решающей в ускорении развития и производства новых продуктов);
возрастание роли инноваций и предпринимательства (в быстро меняющихся внешних условиях инновации должны осуществляться своевременно и эффективно).
Указанные характеристики взаимосвязаны и при соответствующей интеграции могут умножить эффективность организации. Они являются средствами достижения успеха, увеличения акционерного капитала.
Характерной чертой менеджмента организации должен стать переход на развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности. Руководитель должен не приказывать своим подчинённым, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников. При таком подходе организационная структура из пирамидальной должна превратиться в плоскую, с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями, с ориентацией на связь с потребителями.
|