На поверхности экономических процессов противоречия, обусловливающие появление и развитие кризисов, обязательно отражаются на финансовых отношениях. Банкротство - результат кризисного развития, при котором предприятие проходит путь от временной до устойчивой неспособности удовлетворять требования кредиторов и которое заканчивается, как правило, судебными процедурами.
Процесс реализации судебных процедур осуществляется под руководством арбитражного управляющего и надзором кредиторов с ограничением прав собственников предприятия и его менеджмента (при проведении процедуры финансового оздоровления) или устранением их от управления (при проведении процедуры внешнего управления, конкурсного производства). Основным внешним признаком банкротства является неплатежеспособность, которая в свою очередь практически всегда является результатом платежного кризиса.
Вместе с тем истоки неплатежеспособности скрыты и в других (глубинных) видах кризиса: производственном (при снижении производительности труда), коммерческом (при уменьшении товарности, снижении выручки), управленческом (при отсутствии квалифицированных кадров), финансовом (при неудовлетворительной структуре активов и пассивов, снижении рентабельности, деловой активности) и др.
Особенность управленческого понимания антикризисного управления обусловливается двойственной природой кризиса, который, с одной стороны, может созидать, с другой, - разрушать, т.е. формировать предпосылки и подготавливать условия для дальнейшего развития и освобождения от прежней стратегии бизнеса. В соответствии с этим, теории, акцентирующие внимание на разрушительной функции кризиса, предлагают воспринимать кризис как ситуацию, остро угрожающую существованию предприятия. Кризисная ситуация в таком случае требует немедленного преодоления, локализации последствий методами антикризисного управления, чтобы сохранить прежде всего материальную основу для продолжения хозяйственно-экономической деятельности (рис. 1).
Рисунок 1 - Этапы антикризисного управления
На рис. 1 представлен системный подход к антикризисному управлению, так как рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
Таким образом, антикризисное управление - это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы.
Рассмотрим, на каких принципах базируется система антикризисного управления (рис. 2).
Рисунок 2 - Принципы антикризисного управления
Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации, в соответствии с принципами антикризисного управления на рис. 2. В соответствии с принципами, для эффективного функционирования рыночного механизма задачам предотвращения банкротства, обеспечения продолжительного процветание предпринимательских структур и подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|