Выделяют следующие типы мотивированности:
трудовой (ориентация на заработок);
профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, самовыражении);
властный (приобретение высокой должности);
идейный (готовность трудиться ради общего блага);
хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножение богатства);
творческий (поиск нового).
Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению. Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них, и возможные результаты таких усилий.
Механизм (процесс) мотивации формирует условия, побуждающие людей к деятельности. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности.
Принципами построения мотивационного механизма считаются:
увязка со структурой и степенью значимости целей деятельности;
простота, понятность, справедливость;
наличие необходимых условий реализации;
возможность корректировки;
направленность как на поддержку создания нового, так и на его принятие;
рациональность, взаимосвязанность элементов при их обособленности [2, 127].
Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:
притязания - желаемый уровень удовлетворения потребностей. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, то, скорее всего потребности не превращаются в мотивы;
ожидания - оценку личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что с результат деятельности будет иметь определенные последствия;
установки - психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации;
оценки - характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей;
стимулы - блага, возможности, находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.
Различают четыре основные формы стимулов:
) принуждение (замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы);
) материальное поощрение (заработная плата, вознаграждение за результаты, путевки, ссуды на строительство жилья и другие);
) моральное поощрение (благодарность, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, правительственные награды);
) самоутверждение (публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма) [7, с. 123].
Действие механизма мотивации выглядит следующим образом:
возникновение потребностей;
восприятие импульсов, идущих от них;
анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов;
актуализация (включение) мотивов;
формирование определенного состояния личности;
определение и осуществление конкретных действий; удовлетворение потребностей и получение материального или морального вознаграждения.
Потребности - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы [6, с. 128]. Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.
Потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания. По происхождению потребности бывают естественными (в пище, золе и т.п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания материальными и нематериальными.
Перейти на страницу: 1 2 3
|