Важный фактор производительности предприятия - удовлетворенность его работников. Также как удовлетворенность клиентов повышает их желание платить деньги и приобретать продукцию и услуги своих поставщиков, удовлетворенность работников усиливает их желание работать в интересах и на благо своего предприятия. Оценка удовлетворенности работников дает важную информацию о том, чем довольны или недовольны сотрудники, и по каким направлениям следует совершенствовать систему стимулирования персонала.
Все факторы, влияющие на удовлетворенность работников, были разделены на две группы: поддерживающие и мотивирующие. Согласно этому подходу поддерживающие (или удерживающие) факторы создают необходимые (но не достаточные) условия для высокой удовлетворенности работников. Вместе с тем, мотивирующие факторы способны существенно увеличить удовлетворенность этих же работников при соблюдении всех необходимых условий. Все факторы, используемые в предлагаемой методике, перечислены ниже в таблице.
управление организация структура мотивация
Таблица 4. Факторы, влияющие на удовлетворенность работников
Поддерживающие факторы |
Мотивирующие факторы |
Постоянная часть зарплаты (должностной оклад, надбавки) Льготы, социальный пакет Психологический климат, межличностные отношения Стиль управления руководителей Физические условия труда, оснащенность рабочего места Стабильность и надежность рабочего места Режим труда и отдыха (рабочий график, выходные, отпуск) Самостоятельность и независимость в работе, полномочия Корпоративные мероприятия, праздники, традиции, совместный отдых, спорт Полное и своевременное информирование (о ситуации на предприятии, планах руководства, перспективах развития) Участие в обсуждении и принятии управленческих решений Престижность предприятия, его известность, имидж и репутация Корпоративная культура, общепринятые ценности, правила и нормы поведения в организации Политика руководства, методы и приемы управления, общая организация труда на предприятии. |
Возможность профессионального и личностного роста Содержание самой работы, ее разнообразие, интересность, возможность самовыражения Переменная часть зарплаты, зависящая от результатов труда; возможность не получать, а зарабатывать Признание со стороны руководителей и коллег (моральные поощрения, ценные подарки, призы, почетные звания и др.) Личная ответственность за результаты работы Работа в команде, возможность общения и взаимодействия с людьми Занимаемая должность, ваш статус в организации Возможность продвижения по службе, карьерный рост Атмосфера здоровой состязательности в коллективе |
С учетом вышеперечисленных факторов была разработана анкета.
В разработанной анкете сотрудникам предлагалось вначале оценить степень важности для них каждого из указанных факторов в баллах от 0 («совсем неважно») до 10 («критически важно»).
Далее удовлетворенность работника по каждому фактору в отдельности оценивается по следующей шкале.
Таблица 5. Шкала удовлетворенности работников
Совершенно не удовлетворен |
Не удовлетворен |
Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен |
Удовлетворен |
Совершенно удовлетворен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | | | | | | | | | | |
Итак в результате анкетирования были получены следующие результаты
Таблица 6. Факторные оценки удовлетворенности
Характеристики работы |
Категории персонала | |
Руководители |
Специалисты |
Рабочие | | | | |
Возможность профессионального и личностного роста |
7,0 |
6,4 |
5,2 |
Содержание самой работы, ее разнообразие, интересность, возможность самовыражения |
7,0 |
6,7 |
5,8 |
Переменная часть зарплаты, зависящая от результатов труда; возможность не получать, а зарабатывать |
6,1 |
6,0 |
5,6 |
Признание со стороны руководителей и коллег (почетные звания, ценные подарки, призы и др.) |
6,4 |
6,3 |
5,6 |
Личная ответственность за результаты работы |
7,3 |
7,2 |
7,2 |
Работа в команде, возможность общения и взаимодействия с людьми |
7,4 |
7,5 |
7,4 |
Занимаемая должность, ваш статус в организации | | | |
Возможность продвижения по службе, карьерный рост |
6,6 |
6,2 |
5,4 |
Атмосфера здоровой состязательности в коллективе |
5,6 |
6,7 |
6,2 |
Постоянная часть зарплаты (должностной оклад, надбавки) |
5,6 |
6,2 |
5,6 |
Льготы, социальный пакет |
6,8 |
8,2 |
5,8 |
Психологический климат, межличностные отношения |
7,2 |
7,4 |
6,7 |
Стиль управления руководителей |
6,6 |
7,5 |
5,6 |
Физические условия труда, оснащенность рабочего места |
6,6 |
7,3 |
5,1 |
Стабильность и надежность рабочего места |
7,2 |
7,7 |
6,3 |
Режим труда и отдыха (рабочий график, выходные, отпуск) |
8,2 |
8,0 |
7,2 |
Самостоятельность и независимость в работе, полномочия |
7,3 |
7,0 |
6,0 |
Корпоративные мероприятия, праздники, традиции, совместный отдых, спорт |
7,3 |
7,8 |
4,5 |
Полное и своевременное информирование (о ситуации на предприятии, планах руководства) |
6,2 |
6,1 |
5,5 |
Участие в обсуждении и принятии управленческих решений |
6,6 |
6,1 |
5,2 |
Престижность предприятия, его известность, имидж и репутация |
7,7 |
7,8 |
6,6 |
Корпоративная культура, общепринятые ценности, правила и нормы поведения в организации |
6,8 |
7,1 |
5,5 |
Политика руководства, методы и приемы управления, общая организация труда |
6,4 |
7,1 |
5,7 |
Перейти на страницу: 1 2 3
|