Аппарат управления организацией - это основной субъект принятия решений. Поэтому характеристики его состояния оказывают сильное влияние на процесс принятия решений. В современных условиях структура аппарата построена по функциональному признаку. То есть она отражает состав, структуру хозяйственных функций организации: финансовых, производственных, научно-технических, маркетинговых и др. Такая функционально-дифференцированная структура управления снижает оперативность и согласованность принятия решений, поскольку многие решения направлены на устранения проблем. А многие проблемы возникают на стыке различных функций (производственных, научно-технических и др.). Поэтому руководители функциональных подразделений неохотно решают такие проблемы или отказываются от их решения.
Для повышения эффективности участия аппарата управления в принятии решений необходимо создать центры принятия решений. Их деятельность должна быть сориентирована на решение комплексных проблем организации. Создание таких центров - сложный вопрос. Он связан с проблемой распределения полномочий и ответственности, распределением ресурсов. Но решение этого вопроса позволит оптимизировать структуру аппарата управления, обеспечить его функциональную и проблемно-целевую направленность.
Основные отличительные особенности целевой структуры аппарата управления, функционирующего как механизм принятия решений, от функциональной или классической структуры представлены в таблице.
Таблица 2. Характеристики функциональной (классической) и целевой (ориентированной на принятие решений) структур аппарата управления.
Сравниваемая характеристика |
Функциональная структура |
Целевая структура |
Первичный документ |
Работа |
Решение |
Принцип формирования |
Функционально-технологическая дифференциация |
Целевая интеграция |
Характер целей |
Поддержание стабильности |
Развитие, нововведения. |
Взаимодействие со средой |
Закрытая |
Открытая |
Способность к адаптации |
Жесткая |
Гибкая |
Учет неопределенности в процессе управления |
Принятие детерминированных решений |
Анализ риска, неопределенности |
Контроль и координация |
Вертикальная связь, иерархия |
Горизонтальные связи |
Формирование аппарата управления как механизма принятия решений требует перестройки его традиционной модели по следующим направлениям. Во-первых, в структуре управления организацией выделяются центры принятия решений, и ее декомпозиции по подразделениям и элементы базируется на системе решений, а не на комплексе работ. Во-вторых, формируются механизм организационного взаимодействия, схемы коммуникаций, отношения между членами организации на различных стадиях процесса принятия решений. В-третьих, налаживаются организационные формы и механизм контроля и координации выполнения решений.
В современных условиях роста масштабов, сложности организации важное направление повышения роли аппарата управления в принятии решений - оптимизация децентрализации решений, т. е. передачи части решений в компетенцию менеджеров среднего и нижнего звеньев. Децентрализация повышает эффективность принятия решений, так как приближает субъект к объекту управления.
Для измерения степени децентрализации используется коэффициент децентрализации как отношение числа решений, принятых на нижних уровнях иерархии к общему числу решений, принятых в организации.
К=
где: К - коэффициент децентрализации;
Ч - количество решений, принятых на нижних уровнях иерархии;
Ч - общее количество решений, принятых в организации за тот же период.
Чем ближе значение коэффициента к 1, тем выше степень децентрализации.
|