Для более полной и объективной оценки децентрализации необходимо учитывать также важность решений, принимаемых на нижних уровнях управления и степень самостоятельности их принятия. Степень самостоятельности различается по трем категориям: невысокая, средняя, высокая. Невысокая предусматривает необходимость предварительного согласования с высшим уровнем, средняя - необходимость информирования высшего звена о принятии решения. Высокая степень означает самостоятельное принятие решений при наличие периодического контроля со стороны вышестоящих звеньев.
Для повышения эффективности участия аппарата управления в принятии решений необходимо также максимально полно учитывать информационный, экономический и социальный аспекты (составляющие) этого процесса. Учет информационного аспекта требует определения того иерархического уровня организации, где имеются наиболее благоприятные условия обеспечения объективной, достоверной информации. На этот уровень и следует делегировать максимум полномочий в принятии решений. Экономический аспект проявляется в обеспеченности принятия решений ресурсами, материальной мотивации работников в принятии и реализации оптимального решения. Социальный аспект отражен в демократизации принятия решений.
Информационный и социальный аспекты принятия решений требуют децентрализации этого процесса. Однако, экономический фактор - ресурсы, находящиеся, как правило, в распоряжении менеджеров высшего уровня, может сделать это невозможным. Поэтому, формируя структуру управления, необходимо не только четко определить центры принятия решений, но и наделить их соответствующими ресурсами, обеспечивающими выполнения принимаемых решений. В этом случае вышестоящий уровень иерархии распоряжается уже не всеми, а лишь определенными резервными ресурсами. Кроме того, необходимо использование методов мотивации, побуждающих работников каждого уровня управления стремиться к максимально самостоятельному решению проблем, находящихся в их компетенции и наиболее эффективному использованию ресурсов.
Итак, процесс принятия решений реализует главную функцию аппарата управления. С точки зрения системного подхода организационная структура управления должна быть подчинена достижению поставленных целей и процессу решения связанных с этим проблем. Построить аппарат управления как организационный механизм принятия решений означает необходимость, во-первых, определить в нем место нахождения и сферу ответственности центров принятия решений по всему составу организационных проблем и, во-вторых, обеспечить организационное взаимодействие на всех этапах процесса разработки, принятия и выполнения решений. Такой подход позволяет учесть единство формальных и неформальных аспектов организационных структур управления.
|