Конкуренция - это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. В условиях рынка она существует постоянно, обеспечивает наилучшие возможности удовлетворить разнообразные потребности покупателей товаров (услуг), стимулирует товаропроизводителей к поискам новых способов совершенствования их производства, повышения качества товаров (услуг), снижения затрат и цен на продукцию, на создание и укрепление прочной предпринимательской репутации у потребителей. Конкурентоспособность организации (производителя товаров и услуг) - это ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно - технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания готовой продукции на высоком качественном уровне.
Конкурентоспособность фирм на рынке проявляется через конкурентоспособность товаров. Фактически конкурентоспособность фирмы является индикатором конкурентоспособность фирмы, но и всей цепочки конкурентоспособности.
Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара. Управление конкурентоспособностью - это совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.
Европейские страны отличаются и по объемам экспорта готовой продукции. Больше всего косметики в другие страны традиционно поставляет Франция (16-20%), примерно одинаковые позиции (по 10 - 11%) в мировом экспорте занимают Великобритания, США и Германия. Однако в последнее время США начинают вырываться вперед. Менее значительна доля экспорта Японии и Ирландии (5-6%) где, однако, имеется собственная вполне конкурентоспособная косметическая промышленность. При этом основной экспорт Франции приходится на страны Европейского Союза. Общая доля европейского экспорта (в страны ЕС и те, что не входят в состав этой организации) составит в экспорте Франции около 65 - 67%. Не менее важными рынками сбыта для Франции остаются страны Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
конкурентная стратегия мультинациональная корпорация
Рисунок 1 - Основные страны-экспортеры готовой продукции
Косметологический рынок эксперты оценивают как достаточно привлекательный для новых участников. Эту привлекательность усиливает существование незанятых ниш. Так, недостаточно охвачена на сегодня клиентура со средним и низким доходом. Входные барьеры на косметологический рынок довольно высоки. Операторы больше акцентируют внимание на недостатке квалифицированных специалистов, отсутствии серьезной законодательной базы и дефиците информации о новейших косметологических методиках и технологиях. Тем не менее аналитики оценивают деятельность косметологических салонов как бизнес с уровнем рентабельности "выше среднего". В ближайшие несколько лет при достаточном количестве квалифицированных специалистов экспертами прогнозируется увеличение темпов роста косметологического рынка.
Как и в любой отрасли, в этой сфере существуют несколько видов или уровней конкуренции. Во-первых, борьба за деньги потребителей со всеми другими продавцами товаров и услуг - так называемая общая конкуренция. Во-вторых, салоны могут считать своими конкурентами все фирмы, предлагающие свои услуги в рамках отрасли "Красота, здоровье, косметика" - формальная конкуренция. В третьих, каждый салон рассматривает другой салон в качестве конкурента, потому что тот предлагает ту же группу услуг - отраслевая конкуренция. И, наконец, четвертый уровень конкуренции - конкуренция торговых марок - салоны рассматривают в качестве своих конкурентов те салоны, которые предлагают те же услуги по сходным ценам. Тип конкуренции, существующий на рынке косметических и косметологических услуг, можно еще назвать "позиционным", так как уже при открытии, называясь так или иначе, салоны формируют свою позицию, претендуют на определенный потребительский сегмент (например, "салон красоты", "клуб красоты и здоровья", "центр косметологии и ароматерапии", "центр красоты и здоровья").
Перейти на страницу: 1 2 3
|